Из событий последних дней большое удивление вызвала отставка губернатора Нейнавы по причине вроде бы рядового бытового события. Эта ситуация вызвала очень большой интерес в СМИ и прессе прежде всего тем, почему центральная власть взялась настолько быстро за такие категоричные решения.
Поэтому объясняем, почему так произошло. Все дело в том, что в Мосуле и в его окрестностях сложилась крайне нездоровая обстановка, о которой вслух говорят не очень охотно, но тем не менее, о данной проблеме очень хорошо известно, тем более местным властям, и им приходится её учитывать.
Многие задаются вопросом касательно возможной отставки губернатора Нейнавы Нафаля Акуба. Казалось бы, все в Ираке воруют мешками и даже вагонами, прикрывают злоупотребления, содержат собственные банды и даже имеют собственные тайные тюрьмы, где заключённым сверлят конечности электродрелями и выкалывают им глаза. И ничего, сидят на своих постах годами. А тут из-за какого-то парома — и в отставку…. Тем более что он вроде как и не хозяин этого самого парома.
Все заключается в том, что гибель и пропажа без вести порядка двух сотен людей из-за перегрузки парома, который не был рассчитан на такое количество пассажиров, привело к массовым народным выступлениям и протестам. Собравшиеся обвинили в случившемся как непосредственных владельцев переправы, так и надзорные органы, которые совершенно не следят за соблюдением технических норм. К этому так же прибавился негатив от поборов чиновников, ополченцев и правительственных военнослужащих, постоянные аресты жителей города не пойми за что, с целью вымогательства.
Все это выглядит крайне опасным, потому что мухафаза Нейнава в целом, и город Мосул в частности, являются одними из самых неблагополучных мест в Ираке по ситуации с терроризмом. Город однажды уже громили, сопровождая массовыми арестами и пытками жителей в конце 2004 года, когда американцы в союзе с Пешмергой, пытались изгнать из него Танзим Каиду (ныне ИГ) и прочих инсургентов. Которые впрочем вернулись в город спустя пару недель после его разгрома, а жители воспитательных мер не восприняли, и сами погрязли в экстремизме, давая возмутителям спокойствия кров и приют. И такая ситуация в городе и его окрестностях благополучно сохранялась и по сей день. Думать что разгром 2017 года что-то радикально поменял, так же не приходится — официальные заявления конечно же составлены в ключе выдающихся успехов, однако местные правительственные силы безопасности наоборот, оценивают обстановку как крайне мрачную. Несмотря на то, что вала террористических акций не наблюдается, они происходят лишь время от времени, это не повод расслабляться, так как бойцы ИГ использовали с давних пор Мосул и его окрестности как базу для отдыха и перегруппировки, где им вовсе ни к чему лишний раз привлекать к себе внимание. Основная деятельность в этом районе у них обычно сводится к ликвидации сельских старост, осведомителей, не в меру ретивых племенных ополченцев и прочих, кто может выдать места их расположения и помощников их числа местных жителей. Собственно, это тоже случается не очень часто, так как в Нейнаве очень мало кто горит желанием чем-то таким заниматься.
И в такой ситуации любое более-менее серьёзное возмущение внутри самого Мосула и его окрестностей может привести к тому, что все эти «отдыхающие» по разным селам и районам незамедлительно перейдут в активную фазу жизнедеятельности, и одним лишь закидыванием яйцами и помидорами губернаторского автомобиля дело не ограничится. В силу этого багдадское правительство и должностные лица очень решительно взялись за наведение хоть какой-то справедливости, пока разгулявшиеся народные страсти не призвали обратно прежних правителей города, тем более что шансы такого события крайне велики.
Ситуация в Мосуле так же усугубляется разрушениями, которые никто особо не стремится приводить в порядок, чем более что из правительственного бюджета не выделяется достаточного финансирования. Во время боев за город погибло большое количество мирных жителей, что так же не способствует доверию горожан к центральной власти. Власти же пока стараются как можно более оперативно реагировать на митинги, особенно если в них участвует рядовое городское население, дабы предупредить разрастание протестов до массовых народных выступлений и воздействия на толпу провокаторов, так как рассуждения о том, что почему-то раньше в городе Мосул паромы не тонули, и даже мусор с улиц убирался вовремя (диво невиданное) уже пошли гулять по соцсетям. Сами ли горожане додумались до таких плохих аналогий, или же кто-то намеренно раскачивает лодку, тут уже не очень важно, так как ситуация в Мосуле может в любое время перевернуться как тот паром. Именно этим и объясняется такая спешка в отставке губернатора — он и сам был непрочь уйти своевременно, пока дело не дошло до серьезных проблем.