Про Исламскую партию Ирака, ИГИ и информационную войну за умы суннитского населения.

Сегодня у нас произошло значительное событие — от читателей поступил действительно интересный вопрос по нашей тематике. Нас попросили объяснить, что это за организация такая, носящая название «Исламская партия Ирака», а так же привели цитату Абу Умара аль-Багдади, в котором она упоминается (точнее мы это поняли только после того, как нашли арабский оригинал данной цитаты, так как присланный русский перевод сложно было понять простому человеку).

Несмотря на то, что данный вопрос был разжеван просто до безобразия ещё очень много лет назад, мы решили опубликовать подробный ответ, так как из-за языкового барьера и некоторых других факторов подробности тех или иных событий могут доходить до стран СНГ с опозданием на 10-15 лет.

Начать мы решили с того, что переведем цитату из вопроса с русско-арабского суржика на литературный русский язык. Правильно она звучит так:

«Так же мы можем увидеть, что идеология «Исламской партии Ирака» — идеология неверия и предательства, и их идеология и путь, по которому они идут, не имеет никаких отличий от остальных предателей и неверующих, таких как партия Джаффари, партия Алляви. Те, кто возглавляет эту исламскую партию Ирака, являются муртадами (с арабского — вероотступниками, предателями), и нет разницы какой ранг занимает этот руководитель, является ли он депутатом в правительстве или же главой одного из региональных отделений. Но это не значит, что мы выносим такфир всем остальным, кто числится в этой партии, прежде чем не доведём до них шариатское разъяснение»

(с) Абу Умар аль-Багдади, амир Исламского Государства Ирак.

Теперь, после того как мы наконец-то прочли этот текст в понятном виде, начнем разбирать, о чем в нем речь идёт.

«Исламская партия Ирака» — суннитская партия, входящая в состав правительства Ирака, и формально находящаяся в оппозиции к нему. Являются иракским отделением «братьев-мусульман», но «ихванов» пришлось убрать из названия во время популярности иракского патриотизма в 1950 годах — как это так, у вас ссылка в названии на какую-то египетскую контору. Могли так же заподозрить и в соучастии партии Баас, выступавшей за объединение всех арабских стран в одно государство. Далее мы расскажем об этой партии более подробно.

Партия Джаффари — имеется ввиду Ибрагим аль-Джаффари, премьер-министр Ирака в 2005-2006 годах, известный тем что в его правление начались нападения шиитских карательных отрядов на суннитов. Является членом шиитской партии Дава аль-Ислямийя, выступавшей за введение в Ираке шиитского религиозного правления. Во время Саддама Хуссейна данная партия организовывала самые настоящие теракты против государственных учреждений и суннитского населения.

Партия Алляви — имеется ввиду Ийяд аль-Алляви, глава временного управляющего совета Ирака в 2004 году. Известен в суннитском народе как «палач Эль-Фаллуджи», так как санкционировал военную операцию США и авиаудары белым фосфором по этому городу.

Теперь вернёмся к вопросу об «Исламской партии Ирака», на которую так вознегодовал Абу Умар аль-Багдади, да и не только он. Несмотря на то, что они принадлежали к вроде бы протестной идеологии «братьев-мусульман», основным их занятием было угождение власть имущим, без разницы кто это был — Саддам ли Хуссейн, США или Нури аль-Малики. Доходило со смешного — во время ирано-иракской войны данная партия объявила шиитов неверующими и немусульманами, дабы угодить Саддаму Хуссейну, что впрочем не помешало Саддаму эту самую партию запретить. В политическую жизнь партия вернулась уже после вторжения США в 2003 году, но уже с новой повесткой по тому же вопросу — шииты были объявлены братьями-мусульманами (пардон за каламбур), и данная партия принялась объединять обе конфессии путем суннитского участия в шиитских народных праздниках, отмечания Рамадана тогда, когда его празднуют шииты, и прочими действиями, вызывающие всеобщее недоумение и суннитов, и шиитов.

Логотип Исламской партии Ирака.

США использовали «Исламскую партию Ирака» для отвлечения суннитского населения от движения инсургентов, путем вовлечение их в религиозные курсы по тем или иным вопросам, конкурсы чтецов Корана, спортивные и массовые мероприятия. Данная партия имела так же колоссальное влияние на значительную часть суннитского духовенства, которое в своих проповедях предостерегали от выступления против США и установленного ими правительства Ирака. И несмотря на то, что «Исламская партия Ирака» сотрудничала с некоторыми наиболее умеренными группами инсургентов, большая часть инсургентских групп данную партию ненавидели смертельной ненавистью и обзывали разными нехорошими словами. Так же «Исламская партия Ирака» была основным лоббистом проекта ас-Сахва.

До 2010-2011 года «Исламская партия Ирака» была достаточно популярна в суннитском народе, потому что называлась исламской и активно использовала для своей пропаганды религию и ее служителей. Вопреки распространенным предрассудкам, иракцы народ достаточно верующий, поэтому название, отсылающее к Исламу и религиозная риторика подкупали многих, в то время как о сути и содержании того, что преподносилось под этими лозунгами многие просто не задумывались. Крики инсургентов о том, что эта партия предателей и пособников оккупантов практически тонули без следа в том шуме, что создавала правительственная пропаганда, спонсируемая США, которая эту партию всячески хвалила. Так же люди привыкли доверять имамам своих мечетей, людям, которых они знали много лет.

В свете этого мы переходим к последней части этой цитаты. ИГ, вопреки своему брутальному имиджу, безмозглыми головорезами не были, и очень хорошо понимали суть сложившейся обстановки, в силу каких факторов происходит такое положение, что откровенные коллаборационисты стали популярны среди людей. Именно на этом понимании обстановки и аспектов проблемы, строилось их отношение к данной партии — ее руководители всех звеньев, объявлялись предателями и неверующими, так как они вовлекают народ, пользуясь его неграмотностью и доверием, в сотрудничество с оккупантами. В то время как простым суннитам, вступившим в эту партию, такфир (шариатская процедура объявления вероотступниками конкретного человека или группы людей) производился только после того, как им подобно объяснялось, что это за партия, какова их истинная суть и как они обманывают людей. Если человек и после этой разъяснительной работы продолжал состоять в этой партии, он объявлялся в неверии. Такая низовая пропаганда была достаточно эффективной, так как разъяснения поступали от тех же простых людей — знакомых, друзей, коллег по работе, родственников, имамов мечетей, лояльных ИГИ и многих других, чьему мнению многие верят больше, чем официальным СМИ.

ИГИ (и ИГ) конечно террористы, но в дуболомстве их заподозрить достаточно сложно. В Ираке их тактика, что военная, что идеологическая, достаточно тонкая и хитрая, позволяющая привлекать к себе людей даже на фоне всех тех тонн негатива, что льются на их головы.

Начиная с 2009 года «Исламская партия Ирака» начала терять свою популярность, и вскоре никто, кроме правительственных лоялистов, в ее рядах не остался. И что интересно, данная партия сама себя поставила в такое положение. Несмотря на риторику, она так и не смогла эффективно защищать права суннитов перед правительством и США, к соглашательству с которыми призывала. Но главной ошибкой было присоединение одного из лидеров этой партии, Тарика аль-Хашими, вице-президента Ирака, к коалиции Ийяда аль-Алляви на выборах 2010, года, в качестве оппозиции к Нури аль-Малики. Союз с «палачом Эль-Фаллуджи» вызвал народную ненависть настолько ярую, что Тарика аль-Хашими начал поносить на все корки его же собственный электорат. Но и это не было финалом его проблем. Нури аль-Малики был человеком довольно суровым и оппозиции не терпел, поэтому издал ордер на арест Тарика аль-Хашими, что вынудило его бежать из страны.

«Исламская партия Ирака» существует и по сей день, имеет небольшое количество мест в парламенте, проводит какие-то мероприятия, но репутация у нее крайне скверная, и от прежней ее популярности не осталось и следа.

На этом мини-гайд по заданному вопросу можно и завершить, так как данная цитата может быть понятна только в свете иракских реалий того времени, и применительно к тем персонажам, к которым она имела отношение, сама же по себе, в отрыве от контекста, она будет непонятна большинству людей, которые плохо знают те или иные моменты, относящиеся к иракской войне 2003-2011 годов