Про Иран, Ирак, протесты и неспокойную обстановку.

Часто можно услышать такой вопрос — действительно ли протесты в Багдаде и на юге Ирака носят антииранский характер, или это очередная попытка некоторых людей выдать желаемое за действительное? Ряд осведомлённых местных источников и видных специалистов по региону, хорошо знакомых с обстановкой на местах, говорят что второе утверждение гораздо ближе к истине. И мы эту точку зрения разделяем.

В нашу информационную эпоху каждое событие имеет две стороны — то что происходит на самом деле, и то как это пытаются освещать в СМИ, и важно не путать одно с другим, тем более что СМИ чаще всего пишут не о том, что происходит, а то, что надо думать про происходящее. Поэтому СМИ США и западным СМИ выгодно чтоб все думали что «народ Ирака восстал против иранского засилья» и выгодно освещать события именно с такой точки зрения. Но что же происходит на самом деле?

На самом деле мы имеем примерно следующее:

В центральной части и на юге Ирака (в областях, где население преимущественно состоит из лиц шиитского вероисповедания) антииранские настроение определено есть. Прежде всего:

а). Среди светскоориентированных людей, которые стремятся к западному образу жизни и части молодёжи.

б). Среди религиозной общественности, в число которых входят представители разных шиитских религиозных течений, у которых имеются разногласия с иранцами касательно тех или иных богословских и правовых вопросов, а так же среди тех, кто считает религиозных деятелей Наджафа более авторитетными, чем тех, что в Тегеране (хотя и те и другие учились в иранском Куме).

И третью, наиболее многочисленную категорию составляют те, кто в отличии от первых двух не выступает против Ирана как такового, и все их претензии к иранцам сводятся к тому, что они поддерживают коррумпированный режим Багдада, против злоупотреблений которого и начались текущие протесты из-за невозможности организовать нормальную жизнь в стране и достойный уровень жизни для населения. По сути (как бы кому не хотелось видеть обратое) главная цель протестов — это не Иран и не Адель Абдуль Махди, а сама политическая система Ирака с 2003 года, основными архитекторами которой были…. США. Да-да, именно США привели к власти этих людей, что находятся у неё сейчас, и именно они создали эту систему, со всеми ее иьязнами и уродливыми явлениями. Что опять же не пишут СМИ, но хорошо понимают местные жители.

В силу этого главным, и основным требованием протестующих является отставка правительства и радикальные реформы, способные изменить жизнь в стране, а не чем-то уход или приход. Для большинства очевидно, что уход Ирана, как и уход США ничего не изменит в политической системе Ирака — у власти останутся все те же люди, которые продолжат делать то же самое, что делают сейчас, а на смену им придут им же подобные. Потому что главная проблема находится внутри, а не извне.

Однако в связи с этим остается вопрос — почему иранцы, имея в Ираке огромное влияние на самых разных уровнях, которому такая «мелочь» как отставка премьера совершенно ничем не угрожает, решили встать на защиту столь непопулярного правительства Аделя Абдуль Махди? На самом деле этот вопрос можно задать шире — почему на защиту этого правительства и этого режима стали все, в том числе и США, и Турция (разумеется с теми или иными оговорками — типа прекратить насилие, подвести досрочные выборы, быть гуманными, организовать реформы и так далее)? Ответ очень прост, и мы уже его однажды давали — положение дел в сфере внутренней безопасности Ирака и огромные риски, вытекающие из этого. Если опять же, обратиться к реалиям, а не к тому как все хотят представить в СМИ, то падение режима, болезненный уход правительства в отставку, начало вооружённых столкновений в Багдаде и на юге (что станет почти неизбежным следствием падений, отставок, периодов безвластия и временного правительства) откроет врата насилия, кровопролития, безумия и жестокости, по сравнению с чем 2004 год, 2006 и 2014 покажутся эпохами благополучия и процветания.

Эти риски очень хорошо понимают и в Ираке, и в Иране, и за их пределами, что и удерживает в одной лодке Аделя Абдуль Махди, Муктаду ас-Садра, Кассема Сулеймани, Хади аль-Амири, представителей США, Турции, Саудовской Аравии, Сирии и многих других стран, так как случись чего в Ираке — это незамедлительно скажется и на их спокойствии.

Поэтому Иран довольно легко смирится с некоторыми возможными репутационными потерями в глазах шиитского населения Ирака взамен на сохранение стабильной власти в стране, потому что в противном случае утрата будет в тысячи раз более тяжёлой и болезненной, чем подожженая стена посольства в Кербеле.