Почти год назад город Мосул освободили от террористов ИГ. Тем не менее, легче жить от этого никому не стало.
Спустя год после того как правительственная армия Ирака установила контроль на городом Мосул, обстановка там сложилась такая, что впору развешивать топоры. Во многих городских районах никакого освобождения особо и не наблюдается — там как и прежде хозяйничают бойцы ИГ, убивая тех кто сотрудничает с правительством, или в крайнем случае вымогая с них деньги. Не сотрудничающую с правительством часть городского населения подвергают шантажу и вымогательству суннитские ополченцы и Хашд Шааби, требуя своей доли с постройки и ремонта домов, с приобретения стройматериалов, с права вести торговлю и бизнес, а так же за решение жилищных вопросов, захватив контроль над городским муниципалитетом и многими другими учреждениями — отказ они объясняют отсутствием благодарности «за освобождение», а самого неблагодарного норовят зачислить в группу поддержки терроризма и посадить за это дело в тюрьму.
Что привело к дискредитации в глазах людей тех самых лояльных суннитских ополченцев, на которых делают ставку как правительство Ирака, так и военное командование США, надеясь через них хоть как-то поладить с населением и создать пропагандистский образ единства шиитов и суннитов в рядах Хашд Шааби в общей борьбе с терроризмом.
В особенно неблагоприятном положении оказались христиане, проживающие в городе Мосул и мухафазе Нейнава, так как Хашд Шааби масштабно присваивают их имущество и сельскохозяйственные участки, вытесняя их из собственных домов и селений, не предлагая при этом джизьи. Все попытки жаловаться кончились ничем. Делу даже пытались придать международную огласку, но по политическим соображениям, оно не стало достоянием широкого внимания.
Местная полиция занимается махинациями и грабежом имущества горожан совместно с Хашд Шааби, правительство не обращает на это внимания, потому что и те и другие — единственная возможность обеспечить контроль за городом, где лояльность населения, потихоньку начинающего закипать, вызывает большие сомнения. Многие констатируют факт, что в таких условиях так называемое освобождение Мосула долго не продлится.
О восстановлении разрушений речи не идет вообще никакой, санитарная обстановка в городе остается крайне тяжелой — спустя год под развалами остаются разлагающиеся трупы погибших во время боев за город, извлечение и захоронение останков ведется силами крайне немногочисленных добровольцев, количество заразных болезней растет. Уже несколько месяцев идут разговоры о мрачных перспективах эпидемии чумы.Напомним что ранее в конце 2004 года и в начале 2005 года подавление восстания в Мосуле и изгнание из него инсургенских групп путем пыток, массовых арестов и убийств горожан военными США, пешмергой и шиитскими группами привели к том, что Мосул и его окрестности на долгие годы превратились в несгибаемый оплот терроризма. А поскольку меры, принимаемые с лета 2017 года мало чем отличаются от того что было в 2004-2005 году, в Мосуле не меняется в благоприятную для правительства Ирака совершенно ничего, и перспектив к таким переменам тоже никаких нет.