Статья для Islamic Policy по поводу вспышки протетсов в Басре и политических спекуляций вокруг них.
После вспышки протестов в Басре, поджога штабов ополченцев и консульство Ирана, в настоящее время установилось затишье. Дабы немного снизить накал страстей, Хайдер аль-Абади, отправил в отставку все нынешнее начальство полиции и сил безопасности Басры, ответственных за плохую работу, из-за чего почти сотня человек оказались убиты и ранены, и сгорело консульства Ирана (в отношении чего еще вчера было возбуждено уголовное расследование).
В это время события в Басре начали постепенно обрастать слухами, так например источники со стороны ополченцев сообщили пока что неизвестной достоверности информацию о том что среди демонстрантов в Басре присутствуют люди из мухафаз Багдад, аль-Анбар и Дияла, и они в первую очередь ответственны за поджоги правительственных учреждений и погромы штаб-квартир. Видимо они и есть те самые «люди в черном» о которых речь шла в дни предыдущие. Хоть правдивость данных рассказов на данный момент установить не удается, но проверить бы данную версию органам правопорядка в Басре не мешало бы, пока не стало слишком поздно, но сейчас никому нет дела до следственных мероприятий, поскольку протесты Басры оказались для высших эшелонов правительства Ирака хорошей возможностью свести счеты друг с другом, особенно в свете нынешних проблем с формированием парламентских коалиций.
Первая реакция последовала на вчерашней сессии парламента, посвященной событиям в Басре, где лидеры двух самых крупных парламентских фракций Муктада ас-Садр и Хади аль-Амири призвали Хайдера аль-Абади добровольно уйти в отставку с поста премьер-министра, как лицо несущее основную ответственность за ситуацию и ради умиротворения масс, что стало для последнего крайне неприятной неожиданностью.
Затем руководители нескольких шиитских ополчений, чьи штаб-квартиры пострадали, в частности лидер Асаийб Ахль аль-Хакк (или аль-Батиль, как считают некоторые) высказались по поводу событий в Басре. Выразив сдержанное сожаление о случившемся, они возложили вину не на демонстрантов, а на руководство армии и полиции в Басре, а так же на Хайдера аль-Абади, которого считают главным ответственным за ситуацию — сначала он как мог замалчивал бедственное положение жителей Басры, с потом начал давать приказы о подавлении. А после того как ситуация усугубилась, уволил тех, кто исполнял его приказы. Так, со слов лидера Асаийб Ахль аль-Хакк, теперь уже бывший начальник полиции Басры Джассим аш-Шамарри жаловался ему, что приказ о стрельбе по демонстрантам и силовом подавлении протестов ему отдал лично Абади, а теперь именно его хотят выставить крайним, хотя в данной ситуации он человек подневольный.
Так же стало известно, что Хади аль-Амири, глава Организации Бадр и парламентской фракции «Фатх» придерживается схожей точки зрения — считает главным виновником всего что произошло в Басре неумелые и неграмотные действия Абади и его подчинённых.
В дополнение к коллегам высказался так и же Абу Махди аль-Мухандис, который объявил случившееся в Басре провалом политики Абади в целом, и подконтрольных ему сил безопасности, а так же усмотрел в происходящем руку США, которые, по его мнению, пытаются таким образом внести раздор среди иракского народа, и взять над ним власть, как это было во время оккупации. Так же информационной манипуляцией пытаются переключить внимание с непосредственных виновников (в лице Абади и его команды) почему-то на Иран.
С этим моментом с Инженером конечно поспорить трудно. Если причина народного недовольства это правительство Абади, руководимые им местные власти и силы безопасности, а так же нефтяные компании действующие с дозволения правительства Абади, а так же процветающий при его же правлении бардак в коммунальном хозяйстве, из-за которого проблема с водоочистными сооружениями, то причем тут Иран? И причем тут ополченцы? Или они помимо борьбы с терроризмом обязаны ещё и воду в Басре хлорировать? При всех симпатиях или антипатиях, Иран и ополченцы тут явно не при чем, вопреки тому, как преподносят происходящие события некоторые СМИ.
Конечно Абади может сделать ответный ход конем и заявить во всеуслышание, что это Хади аль-Амири, Абу Махди и его превосходительство гражданин Сулеймани (рука Ирана!!!) ходят ночью по улицам Басры, разрушая водопровод и водоочистные сооружения. В чем им наверное же пособничают Нури аль-Малики, даиши с бааси, ныне покойный министр обороны Абу Хамза и лично Саддам Хуссейн с аятоллою Хомейни. Да кто угодно, лишь бы не ныне власть имущие.
Из происходящего ясно одно — как бы дело не повернулось далее, жизнь жителей Басры вряд ли улучшится. Потому что в таких ситуациях надо брать три шкуры с коммунальных чиновников, ответственных за организацию водоснабжения и с местного представительства министерства нефти, так как все происходящее — результат нарушения их прямых обязанностей. Но вместо этого высокосидящие принялись устраивать из ситуации то собственный пиар, то средство сделать подкоп под конкурента, от чего ситуация, конечно же, не улучшается. Это и есть деградация государственной и политической власти, которая в событиях Басры просто налицо — неспособность решить простейшие бытовые проблемы, и мышление, не идущее дальше дележки кресел в парламенте.
В то же время информированные источники из иракского парламента сообщили, что субботнее заседание и события, происходящие в Басре, по всей вероятности стали причиной раскола в одном из крупнейших парламентских блоков, что, по мнению источников, станет ясно видно в самые ближайшие дни. Речь идёт о возникших разногласиях между пока что ещё премьер-министром Хайдером аль-Абади и Муктадой ас-Садром, после того как Муктада совместно с Хади аль-Амири потребовали от Абади уйти в отставку, и более не выдвигаться на пост премьера. Столь резкое охлаждение со стороны Муктады в принципе понятно — скандал с Басрой сильно ударил по репутации Абади, и блокироваться с ним уже может быть небезопасно для самого Муктады. Тем более что пошли слухи (как утверждается, первоисточником которых является Абу Махди аль-Мухандис) что Абади — ставленник Вашингтона и хочет вернуть Ирак во времена американской оккупации, что может вызвать дополнительный общественный негатив в его сторону, так как американцев в Ираке не любят гораздо больше, чем Иран.
Так же источники сообщают о сговоре между Муктадой и Амири дабы потеснить позиции Абади и его блока «Наср» и лишить их возможности участвовать в формировании нового правительства Ирака, и о возможности дальнейшего сближения этих руководителей двух мощных шиитских организаций.
Сам же Хайдер аль-Абади заявил, что субботняя парламентская сессия была использована не для решения насущных вопросов, а как выступление против него самого с попыткой отправить в отставку.
В воскресенье с утра ополченцы выразили готовность идти на улицы Басры, встретиться с демонстрантами и решить таким образом противоречия. Попытка вступить в прямые переговоры с протестующими довольно логичный шаг со стороны представителей ополчений, в ответ на попытки возложить на них вину за ошибки и упущения центральной власти и местной власти в Басре, к которым какие-либо ополчения вообще не имеют отношения. По всей видимости, заявление Абу Махди аль-Мухандиса, в котором Инженер все происходящее назвал провокацией и попыткой столкнуть одних шиитов с другими в интересах возобновления оккупации США, охладили очень многие горячие головы, и очень возможно что ополченцы будут пытаться реализовать совместное выступление против действующей власти в лице Абади.
Однако все вышеописанное — далеко не самые громкие возможные последствия. По поступившему сегодня днем сообщению все тех же информированных источников в иракском парламенте, имеется очень большая вероятность того, что в самое ближайшее время произойдет объявление альянса между Муктадой ас-Садром и Хади аль-Амири, который и станет самым большим блоком в парламенте Ирака и будет формировать следующее правительство — 102 места. При этом обе стороны идут на компромиссы — Муктада избавляется от союза с Хайдером аль-Абади, а Амири — от Нури аль-Малики. Таким образом, впервые с 2006 года партия Дава аль-Исламийя, или же просто Дава, (которую представляют и Абади, и Малики) теряет руководящую роль в правительстве Ирака.
По данным источников, это решение было принято после секретной встрече между Муктадой, Амири и великим аятоллой Али Систани, состоявшейся в городе Наджаф, где аятолла по всей видимости воздейстовал на своих подопечных в том ключе, что погрязшая в коррупции Дава скатилась и пришла пора им, политикам, так сказать, от сохи, брать ситуацию в свои руки. В частности, по данным источника, одним из проявлений этого и является вчерашнее совместное требование отставки Абади.