Раз мы начали тему отображения иракских реалий в кинематографе, то наряду с ранее уже упоминавшейся клюквенной киноподелкой, стоит рассмотреть и более достойный внимания фильм — как и в художественном и сюжетном отношении, и как более приближенный к реальности, так как основан на событиях, имевших место быть в действительности.
Тем более если его снял режиссер, подаривший киноэкрану незабвенного «великого комбинатора» Тони Монтану.
Сегодня у нас речь пойдет о фильме, снятом в 2007 году известным американским режиссером Брайаном де Пальма, чьи киноработы пользуются большой популярностью и известностью. И хотя оригинальное название фильма звучит как Redacted («Подвергнуто цензуре»), в русском переводе название его звучит совершенно противоположным образом — «Без цензуры».
Фильм этот заслуживает внимание тем, что основан на на реальных и документально подтвержденных событиях войны в Ираке, в нем нет показаний сомнительных «двойников», недостоверной информации и сознательной лжи. Разве что исключая право режиссера на художественный вымысел и интерпретацию событий — место событий, имена участников, некоторые обстоятельства были изменены, так же изменены названия телеканалов, сайтов и так далее. Сам фильм был снят несколько необычным способом — от лица якобы любительской камеры, да и по сюжету, это и есть съёмка любительской камеры, которую делает один из американких военнослужащих, Анджел Салазар, который после армии хочет пойти учиться на режиссерский факультет. Он попадает в лагерь неподалеку от города Самарра — отсылка к роману «Свидание в Самарре», предисловие к которому написал Сомерсет Моэм — его и зачитывает один из персонажей:
«Жил в Багдаде купец. Послал он слугу на базар за товаром, но тот прибежал назад, бледный и дрожащий, и сказал: «Господин, на базаре в толпе меня толкнула какая-то старуха; я оглянулся и увидел, что меня толкнула сама смерть. Она посмотрела на меня и погрозила мне. Господин, дай мне коня, уеду я из этого города, скроюсь от своей судьбы. Поеду я в Самарру, где смерть не найдет меня». Дал купец слуге коня, сел слуга на коня, вонзил шпоры ему в бока, и помчался конь со всех ног. А купец пошел на базар, увидел меня в толпе, подошел и спросил: «Почему ты погрозила моему слуге, когда увидала его нынче утром?» — «Я не грозила ему, — ответила я. — У меня лишь вырвался жест удивления. Я не ожидала увидеть его в Багдаде, потому что сегодня вечером у нас с ним свидание в Самарре».
В то время как рядовой Салазар снимает своей камерой все что попадает под руку, его сослуживцы изнывают от скуки, и в условиях постоянного давления, расбросанных повсюду взрывных устройств и чувства опасности, начинают утрачивать человеческий облик, и понимание ценности своей и чужой жизни. Что в итоге приводит к печальным последствиям.
Несмотря на то, что художественные достоинства и сюжет фильма, а так же актерская игра и необычная манера съёмки заслуживают похвалы, и даже на хорошие отзывы критиков, премию «Серебряный Лев» за лучшую режиссерскую работу на Венецианском кинофестивале, и был высоко оценен на фестивалях в Нью-Йорке и Торонто, он был в итоге запрещен к показу в США и нескольких странах Западной Европы, на режиссера посыпались обвинения в сознательной дискредитации американской армии и военнослужащих, подрыве патриотической идеи в США, и даже в том, что в конце фильма показаны фотографии убитых и раненых иракцев — мол, может кого-то оскорбить. Однако сам режиссер на нападки реагировал стойко — фильм именно поэтому и несёт такое название «Подвергнуто цензуре», что в нем показано то настоящее лицо войны и ее участников с обоих сторон войны, какое в США и Европе хотят скрыть от особо впечатлительной публики, забывая о том, что миллионы иракцев видят все это каждый день и живут среди этого. Словом, речь идёт о событиях, какие все стараются не замечать и игнорировать, пока гром не грянет (что и случилось в оригинальной истории, по которой снят фильм), а после выхода на свет — как можно быстрее задвинуть из актуальной информационной повестки, сделав вид, что ничего и не было. Именно потому лента и попала под запрет, и вызвала гнев у «ястребов» американской идеологии — за донесение до масс не только сути однго из произошедших в Ираке событий, но ещё и показать что привнесенная демократия не принесла иракцам ни счастья, ни покоя, а борьба за счастье и покой в исполнении США только подогревают направленную против них народную ненависть.
Искусство, в том числе и кино, для того и нужно, чтоб включить мышление человека, подтолкнуть его осознать и переосмыслить причины и следствия происходящих событий. Тогда, в 2007 году, масштабы случившейся в Ираке катастрофы ещё не были понятны и осознаны до конца, и режиссера можно было обвинить, что он намеренно нагнетает страсти вокруг рядового события, стремясь тем самым критиковать политику США. Но спустя годы, все это выглядит совсем не так — смелая попытка рассказать о том, что никем не замечается, но рано или поздно даст о себе знать.
Ещё одним поводом для критики стало обилие псевдодокументальных сцен насилия, жестокости и мрачное и гнетущее впечатление, какое оставляет фильм. Хотя это была всего лишь попытка режиссера передать доступными ему средствами ту реальность, в которой живут сотни тысяч и миллионы людей, что они видят каждый день — и о чьих моральных чувствах никто не беспокоится.
Манера любительской съёмки, которая использовалась в данном фильме, выглядит настолько реалистичной, что не только многие отрывки из него до сих пор ходят по сети как якобы достоверные видео войны в Ираке, но они ещё и сами приводят к печальным инцидентам. 2 марта 2011 года в германском аэропорту Франкфурт местный служащий застрелил двоих военнослужащих США. В качестве мотива своих поступков, он назвал ролик, просмотренный им на Ютубе, где показывалась якобы реальная сцена изнасилования американцами иракской девочки. Однако видео оказалось лишь кадрами из художественного фильма Redacted.
Однако оставим в покое сам фильм, так как его очень легко найти в интернете и на ютуб и посмотреть всем желающим. Вернёмся к его основе, точнее к истории, по мотивам которой он был снят. В свете ее название «Подвергнуто цензуре» получает ещё один смысл — на экраны попала очень сильно смягченная интерпретация истории, действительность же в ряде моментов оказалось намного более жёсткой, чем это кино.
События, что легли в основу «Подвергнуто цензуре» на самом деле произошли не в Самарре, а в населенном пункте Махмудийя в Джануб Багдад 12 марта 2006. Ночью пять американских военнослужащих (как гласят некоторые источники — не сильно трезвых) ворвались в дом, где жила 14-летняя иракская девушка по имени Абир Касим Хамза аль-Джанаби и ее семья. Позднее участники этого налета, младший сержант Джеймс Беркер из 101 воздушно-десантной дивизии, сержант Пол Кортес и рядовой Стивен Грин обьяснили это тем, что отец девушки «вел себя подозрительно» а сама Абир ходила все время через блокпост и «заигрывала с ними». Насколько эти рассказы правдивы — вопрос очень большой, но на следствии было установлено, что данные военнослужащие слишком злоупотребляли алкоголем и просмотром порнографических журналов, и сочетание одного с другим могло пробудить в них непреодолимую тягу к женской ласке, какую они и решили удовлетворить весьма странным образом.
Убив родных девушки, бывших вместе с ней в доме — всего 4 человек, в их числе была и маленькая сестренка Абир, вышеупомянутые военнослужащие по очереди изнасиловали четырнадцатилетнюю девушку, после чего убили и ее, выстрелив в голову, подожгли ее тело и устроили в доме пожар. После чего вернулись обратно на свой блокпост, как ни в чем не бывало.
Так же впоследствии выяснилось, что на месте жуткой расправы присутствовали рядовые Джесси Шпульман и Брайн Говард, которые, по их словам, сами ни в чем не участвовали, а пришли просто посмотреть.
Вести о ужасающем убийстве целой семьи, включая малолетних детей, и насилии над девушкой мгновенно разлетелись по всей округе, и местные жители потребовали от властей разобраться, и наказать виновных. Но тогда разбираться никто не стал — на тот момент в стране бушевала шиито-суннитская гражданская война, и подобные истории были делом нередким. Однако население насторожило то, что конкретно в этой местности сунниты и шииты отношений не выясняли, зато там было много сил США, и хотя изначально факт причастности к делу американцев решили скрыть, у людей появились вполне обоснованные подозрения, что убили всю семью и изнасиловали девушку именно они. Как водится, все это решили было списать на выходки суннитских террористов. Однако это вызвало огромное возмущение оставшегося в живых дяди Абир и других ее родственников — в семье все были суннитами, и такая версия выглядела абсолютной ложью. Тогда местные власти внесли коррективы, и назначили ответственными за происшествие шиитские карательные отряды. Однако это не помешало слухам о причастности американцев просочиться в народ, на уровне разговоров и рассказов случайных свидетелей.
И хотя дело расследовать изначально никто не собирался, следствие все же пришлось в срочном порядке начать несколько месяцев спустя, поскольку оказалось, что истории случилось совершенно неожиданное продолжение.
9 июня 2006 года с блокпоста в соседнем с Махмудийей населенном пункте Юсуфийя были похищены двое американских солдат, служивших в том же подразделении, что и убийцы Абир. Спустя несколько дней тела пропавших военнослужащих по фамилии Менчак и Такер были найдены неподалёку, со следами страшных пыток и увечий, у одного из убитых отсутствовала голова. Да и потерей одной лишь головы там дело не ограничилось — ходили разговоры о недостаче и других органов.
В начале июля 2006 года Межлис аш-Шура Муджахеддин (в прошлом — Танзим Каида, в будущем — ИГИ) опубликовали видеозапись с этими растерзанными телами американцев и объявлением, что месть за замученную Абир аль-Джанаби свершилась. Тут же выскрылась и еще одна жуткая деталь — в похищении, пытках и убийстве американских военнослужащих принял личное участие Абу Хамза аль-Мухаджир, бывший тогда амиром Танзим Каида, основы Межлис аш-Шура Муджахиддин, а впоследствии — министром обороны ИГИ. История начала напоминать сюжет весьма любимых многими жителями США триллеров.
И лишь после после такой кровавой огласки, когда массы воочию узрели американские трупы со следами страшных увечий, резко встало на уши и американское командование, и правительство Ирака, и началось следствие. Все причастные к убийству Абир и ее семьи предстали перед судом. В 2009 году их приговорили к огромным срокам, а некоторых даже к нескольким (!!!!!) пожизненного заключениям. В феврале 2014 года рядовой Стивен Грин, один из насильников, получивший эти самые несколько пожизненных сроков, повесился в своей тюремной камере. Но Джейс Баркер, главный инициатор преступления, получил право выйти по амнистии после отбытия определённой части срока — суд принял во внимание его раскаяние в совершенном и дачу показаний против остальных. Бакер не только сознался в содеянном, но и открыто рассказал о мотивах, толкнувших его на совершение изнасилования и убийства — это была ненависть к иракцам и желание их убивать. По его словам: «они могут улыбаться вам, а затем без всяких раздумий выстрелить вам в лицо».
Иракцы часто вспоминают об этой трагедии, и говорят так » Смерть Абир аль-Джанаби зажгла пламя под ногами американских оккупантов и их пособников. И пламя это не угасает до сих пор…». Даже существует до сих пор своего рода народная традиция вспоминать о девушке в годовщину ее гибели.
Вроде бы в этой истории понятно все. И нет смысла задаваться вопросом, а началось бы вообще разбирательство, если бы не упомянутое выше видео с расчлененкой, привлекшее излишнее внимание к этой истории? В итоге виновные оказались наказаны, возмездие кровью за кровь свершилось, справедливость восторжествовала вовсю. Непонятно другое — настолько резко негативная реакция на снятый по мотивам случившегося фильм. Никакого очернения армии США в нем нет — в негативном свете представлены лишь совершившие преступления негодяи, да и показан реалистичный военный быт, далёкий от идеалистических картин. Показаны те или иные плохие поступки военнослужащих США? Так что скрывать, если такое и правда было. В любой армии мира обязательно отыщется некоторое количество лиц, склонных к совершению военных преступлений — так на то и есть военная полиция и полевые трибуналы. Скорее этот фильм должен был преподносится как имеющий воспитательный эффект — по итогу, не пострадали персонажи, один из которых резко отказался участвовать в преступлении, а другой ушел с места трагедии, выразив порицание происходящему, а потом ещё и заявил командованию о случившемся. Вроде бы наоборот, положительный пример, если твои товарищи замышляют какую-то гадость, надо удерживать их от этого, не участвовать в этом, доложить вышестоящим лицам. Военнослужащие должны понимать, что каждый негативный инцидент с их стороны имеет большое воздействие на умы населения, и если уж они и стражаются против терроризма, то не надо давать поводов, из-за которых он распространяется ещё больше, а действия теоррористов начинают выглядеть оправдано. Как уже сказано было выше, искусство, и кино в том числе, должно воспитывать. А воспитание строится как на положительных примерах, каким надо подражать, так и на отрицательных, от которых надо воздерживаться.
Но скорее всего, злость вызвала развязка фильма, где упрек уже идёт не в адрес конкретных военнослужащих, а в целом в отношении американской политики, которая стремясь очистить свою репутацию, крайне неохотно даёт огласку и начинает расследования подобных случаев, так как это может повредить репутации. Однако в данном случае тоже есть воспитательный эффект для тех самых политиков — от «междурнародного сообщества» скрыть-то что-то и можно, но как это скрыть от местного народа, какой узнает о случившемся во всех возможных подробностях ещё раньше, чем сами американцы? Все эти попытки спасения репутации приводят к провалам на месте, где мнение о США и их военнослужащих становится ещё более негативным, чем было раньше.
Так что фильм своим задачам вполне даже отвечает. На примере творческого пересказа реальной истории, он призывает задуматься самых разных людей. Вот только к сожалению, далеко не всем людям это пошло на пользу.
Приложение к статье:
Трейлер к фильму Redacted Брайана Де Пальмы:
Фильм Redacted Брайана Де Пальмы. Полная версия.
🚫Внимание! Мы настоятельно просим лиц младше 18 лет, людей с нестабильной психикой и неприемлющих жёсткий контент по этическим соображениям воздержаться от просмотра.
+ о том, как это все выглядело на самом деле:
Видео 1 — Кадры из дома в Махмудийя, сделанные в начале июля 2006 г, после того как в результате инцидента с похищением и жутким убийством военнослужащих США стало известно о трагедии Абир аль-Джанаби и её семьи.
Дом все это время был необитаем и хранит следы преступления, совершенного в марте — следы крови на стенах и обгорелое пятно на траве перед домом, где военнослужащие США пытались сжечь тело изнасилованной и убитой ими девушки.
Соседи и родственники Абир и её семьи показывают их могилы и рассказывают репортёру, что с самого начала знали что убийство и поджог совершили американцы, были свидетели кто видел их, однако боялись что-либо заявить, опасаясь что могут стать следующими…
Видео 2 — Репортаж о вынесении приговора одиному из участников изнасилования и убийства в Махмудийя сержанту Полу Кортесу. Его приговорили к 100 годам тюрьмы.
Кортес в итоге пошёл на сделку со следствием. Он рассказал детали преступления — оно было спланировано во время выпивки, игры в карты и многочисленных разговоров на тему половых отношений, а после американцы пытались замести следы сожжением тела Абир.
На следующих кадрах жители Махмудийя, соседи и родственники семьи Абир и местный племенной шейх выражают крайнее недовольство приговором к пожизненному заключению ещё одного виновника — Стивена Грина. Они считают что справедливым наказанием для него может быть только смертная казнь.
Впоследствии Стивен Грин совершит самоубийство, находятсь в тюрьме.
+ бонус