К нам довольно часто поступает вопрос, насколько можно относиться с доверием к разного рода сообщениям «такой-то террорист где-то арестован/убит?». Однозначного ответа на этот счёт не существует, сказать можно лишь одно — само по себе такая новость достоверной или недостоверной быть не может, но каждое такое известие нуждается в тщательной проверке, прежде чем вынести ему вердикт.
И с точки зрения нашего положения это сделать порой крайне затруднительно, по причине отсутствия доступа к более конкретной информации. При этом у нас есть и другая информация — о многочисленных злоупотреблениях на почве «арестов за терроризм», таких как ложные доносы, аресты из-за «сходства имен» (на которые очень активно жалуются), аресты на основании сходства с фотографией и фотороботом и так далее. Помимо низкого профессионализма местной полиции и других органов, для подобной путаницы есть и объективные причины — такие как отсутствие данных на многих террористов , а из всего что есть может быть только имя или только фотография.
Местные правозащитники напрямую утверждают, что большая часть сидящих за терроризм в иракских тюрьмах, к этому самому терроризму имеют очень слабое отношение, в то время как многие реально виновные или освобождаются за взятки (то, как ИГ освобождает своих попавших в плен бойцов — отдельная и очень занятная история), или же слишком хорошо прячутся, для того чтоб их арестовали. Под раздачу попадают по большей части те, кто просто жил на территории ИГ, и про кого донесли что вроде как сотрудничал.
Все это указывает на то, что обоснованность каждого такого ареста надо выяснять и подтверждать дополнительно, но с нашей стороны сделать такое почти нереально, так как по-хорошему тут нужна очень тщательная юридическая проверка на местах. Со своей же стороны мы можем не гнаться за громкими заголовками и утверждениями, а более критично относиться к тому, что видим и слышим, чтоб не быть похожими на персонажей истории, которую мы приведем ниже. Несмотря на то, что она была достаточно давно, в разных версиях и вариантах она повторяется до сих пор, и точно так же заслуживает внимания, как поучительный пример. Даже если задержанный сам сознался, дал показания, и вся информация подтверждена на самом высоком уровне это говорит… ни о чем это ещё не говорит.
На почве борьбы с терроризмом в Ираке никогда не обходилось без многочисленных комедий, однако один из самых выдающихся случаев произошел в апреле 2009 года, когда правительство Ирака внезапно заявило что им удалось арестовать не кого-нибудь, а самого амира Исламского Государства Ирак Абу Умара аль-Багдади. Данная история рассказывается в подробностях в одном из фильмов аль-Фуркан «Государство в их речах», и этот фильм, как и некоторые сообщения в прессе — одни из немногих источников о данном случае, что дошли до наших дней. Остальные же стараются обходить эту историю молчанием — и их можно понять, потому что такой позор лучше действительно забыть и не вспоминать.
Предыстория этого «ареста», тем не менее, имела вполне себе практические соображения. В начале 2009 года ИГИ провели серию атак на места обитания и почитания шиитов в Багдаде и его окрестностях, самой громкой из которых стало нападение на хуссейнию (шиитское святилище) в Казимийя в Шамаль Багдад, 24 апреля 2009 года, в результате которого погибло более 60 человек. Все это происходило на фоне проведения правительственными органами безопасности сложных и дорогостоящих мероприятий по усилению безопасности в столице Ирака и ее пригородах, где в то время свирепствовала ячейка «багдадский диверсантов», и результат всех этих мер был…. был исключительно в пафосных и оптимистичных заявлениях по телевизору от тех, кто редко выходил из пределы Зелёной Зоны. И надо было что-то предпринять, из такого что могло бы выглядеть как положительное влияние всех этих стараний. Например, спешно кого-то арестовать. Что и было сделано — силы безопасности объявили что 23 апреля 2009 года они задержали Абу Умара аль-Багдади, в подтверждении чего предъявили фотографию и короткую видеозапись, на которой неизвестный мужчина сознавался, что он и есть амир ИГИ.
26 апреля того же года «подлинность» ареста и «достоверность» личности задержанного подтвердил не какой-нибудь стажёр из иракского МВД, а самолично премьер-министр Ирака Нури аль-Малики, попутно рассказав подробную историю этого задержания. По версии, изложенной аль-Малики, задержанный был захвачен у себя дома и подлинность его личности подтвердили некоторые ранее арестованные лица, имеющие отношение к организации, и знающие Абу Умара лично. Так же, по словам иракского премьер-министра, некоторые из этих лиц будто бы были даже свидетелями церемонии назначения Абу Умара аль-Багдади на пост главы организации в качестве преемника Абу Мусаба аз-Заркави, в июне 2006 года (коронации что ли??? Что это была могла быть за «церемония» — та ещё загадка…) и потому нет никаких сомнений в том, что арестован именно он, и никто другой, и лично он, Нури аль-Малики, в этом полностью уверен.
Вдобавок ко всему этому задержанный начал ещё и давать показания, причем весьма подробные и с очень точными цифрами, так например стало известно, что он «лично убил 600 иракцев» (всех сразу или по очереди — неизвестно), планировал массу нападений и «знал очень много информации, критичной для ИГИ». Все это сообщалось иракскими силами безопасности и официальными СМИ по центральным телеканалам, что должно было развеять всякие сомнения и возражения.
Однако сколько верёвочке не виться, а балаган сей неуклонно близился к финалу. 12 мая 2009 года настоящий Абу Умар аль-Багдади опубликовал свою речь под названиях «О лживых агентах», в которой высмеял и раскритиковал собственный «арест» и поднятый по этому поводу шум, и упрекнул правительство Ирака в безнравственности и патологическому пристрастию ко вранью, и охарактеризовал его как «людей, более ничтожных чем мухи».
Но даже несмотря на это более чем ясное опровержение, власти Ирака по инерции некоторое время продолжали настаивать на «аресте Абу Умара», пока проверкой этой ситуации вплотную не занялось МВД Ирака. По всей видимости, они проверили на подлинность аудиозапись, установили подлинную личность мужчины с фотографии, сопоставили это с тем, что было известно о реальном Абу Умаре, и вынесли весьма скорбный для многих вердикт — данный арест был ошибкой, задержан совсем иной человек, а Абу Умар аль-Багдади находится на свободе.
К сожалению нет никаких сведений о том, как сложилась судьба арестанта, которого выдавали за Абу Умара, но есть основания подозревать что этот несчастный человек подвергался пыткам и издевательствам, которыми его вынудили рассказать перед камерой что он и есть Абу Умар аль-Багдади.
Вся эта история вызывает, конечно же, смех и улыбку, однако нет ничего удивительного, что нечто такое могло произойти, наряду с другими подобными случаями. И для этого имелись довольно веские причины. Одна из них — это то, что бывший полицейский, а по другим данным, бывший республиканский гвардеец Абу Умар аль-Багдади, присоединившийся к джамаату Таухид валь Джихад, до своего назначения амиром Межлис аш-Шура Муджахиддин и амиром ИГИ, занимал в организации должность вполне соответствующую своей предыдущей профессии — отвечал за проведение диверсионных операций и «операций Амнийя» на наиболее критичных фронтах и участках. И соответственно, он очень хорошо знал, что залог успешной работы — это хорошая конспирация. При жизни он ни разу не появлялся на фото и видео с открытым лицом, выпуская только речи, потому подлинную его личность смогли установить только намного позже и с большим трудом, дело дошло даже до того, что и США, и даже ряд других джихадистских групп испытывали очень большие сомнения вообще в реальности его существования, а некоторые и вовсе считали его выдуманным лицом. В этом Абу Умару подыгрывал и пособничал его друг и товарищ Абу Хамза аль-Мухаджир, чьи фото и видео были в открытом доступе, и потому он старался оттянуть большую часть общественного внимания на себя, и отвлечь это самое внимание от Абу Умара. Ряд серьезных источников свидетельствуют даже о том, что Абу Хамза вводил в заблуждение касаетельно личности Абу Умара аль-Багдади даже «заклятых друзей» из центральной Аль Каиды, что является одним из признаков раскола между двумя группами, начавшегося в 2005 году и преданного широкой огласке в 2013.
Причины подобного недоверия Абу Умара и Абу Хамзы когда всем окружающим, вероятнее всего, основывались на том, что они крайне серьезно принимали во внимание версию, что Абу Мусаб аз-Заркави был убит авиаударом США после того, как его местоположение выдал кто-то, кто был категорически несогласен с той политикой, что он и его группа (Танзим Каида филь Бильад ар-Рафидейн, Межлис аш-Шура Муджахиддин) проводили в Ираке, а поскольку таких несогласных было очень много, и они были повсюду (по сути, тогда было все то же самое, что ныне происходит вокруг Исламского Государства), то Абу Умар с Абу Хамзой, как верные продолжатели политики Абу Мусаба, имели все основания остерегаться как и непосредственных противников, так и многих «друзей». Впрочем, то тема уже для совсем другой очень длинной истории.
Но применительно к данной истории, меры конспирации, принятые Абу Умаром аль-Багдади, весьма посредственное качество работы разведки США и правительства Ирака, что тогда, что сейчас, привели к тому, что про лидеров и руководящий состав ИГИ (и Исламского Государства сейчас) известно крайне мало, и в основном это информация сомнительной достоверности, и с трудом связывали куньи (псевдонимы) с реально существующими людьми. Все это давало, и сейчас даёт, бесконечный простор для домыслов и мифотворчества, а так же для всевозможных мистификаций ради произведения впечатления на население, в виде «арестов» и «убийств». Именно то, что о реальной личности Абу Умара аль-Багдади не было известно ровным толком ничего конкретного, и сделало его подходящей целью для несуществующего ареста ради подкрепления сердец шиитской публики.
Сами же эти меры оказались более чем успешными — достоверная информация о Абу Умаре аль-Багдади начала появляться лишь после того, как в апреле 2010, спустя ровно год после этих событий, он и Абу Хамза аль-Мухаджир погибли в городе Тикрит в столкновении с правительственными силами и военными США, пытавшимися их захватить. А до того момента Абу Умар аль-Багдади оставался очень большой загадкой для всех окружающих, и о нем очень мало кто знал за пределами ИГИ.