Наступило 30 декабря, поэтому пришла пора вспомнить выдающуюся личность в истории Ирака, разговоры о ком не утихнут еще десятилетия — президента Саддама Хуссейна. Именно в этот день 13 лет назад его казнили.
Саддама Хуссейна казнили в день мусульманского праздника Ид аль-Адха (Курбан Байрам) сразу после утреннего намаза, в багдадском квартале Казимийя. Праздник Курбан Байрам называют так же «праздникам жертвоприношения». Само собой, что практически все увидели в этом некоторый символизм — принесение жертвы американской оккупации и новому порядку, установленному в Ираке, а так же всем тем, кто хотел расквиваться с бывшим президентом за личные обиды. Но многие вкладывали в выбор даты казни и более зловещие смыслы.
К личности Саддама Хусейна и к его политике можно относиться по-разному, хотя бы потому, что развернутая вокруг его имени и деятельности информационная война и компания безграничной клеветы крайне затруднило понимание того, что есть правда, а что ложь, и во многих вещах уже невозможно понять где правда, а где вымысел. Конечно же, его правление не было идеальным, как то утверждают некоторые поклонники, и более того — в том что происходит сейчас в Ираке есть и немалая доля и его личной ответственности. Но тут следует задать грибоедовский вопрос — а судьи кто? Так как судили Саддама Хуссейна и приговорили его к смертной казни те, кто вряд ли был сильно его лучше.
Как раз судившие и казнившие бывшего президента, так же загубили жизни огромного количества жителей Ирака, и несут гораздо большую ответственность за происходящее сейчас, чем все ошибки саддамовского правления. Не говоря уже о том, что оккупация США обернулась для страны куда большей трагедией, чем Саддам Хуйссен. Но кто судить за это будет Буша-младшего и членов его команды? И когда? Или например премьер-министр Ирака в 2006 году Нури аль-Малики состоял в партии Дава, представители которой осуществили в начале 1980 годов серию терактов в Ираке, в результате чего погибло большое количество людей. Но почему-то никто не спешит Даву заносить в перечень террористических организаций, ни рассматривать данное дело в судебном порядке. Так же членом партии Дава являлся следующий премьер-министр Хайдер аль-Абади, и огромная часть государственных чиновников. Так же нелишне напомнить, что конфессиональная война, которая тянется с 2005 года, разгул коррупции, разруха и крах всей социальной структуры, от чего и страдает сейчас население Ирака — так же не дело рук Саддама Хуссейна, а последствия политики тех, кто «избавил страну от злого диктатора и принёс демократию».
В приговоре в вину Саддаму поставили расправу над 184 шиитами, составлявшими население села аль-Даджаийль, где в 1982 году на него было совершено покушение. Странным образом ни химическое оружие, ни массовые казни, ни все прочее, о чем трубили американские и западные СМИ на протяжении нескольких лет, в приговоре не значилось — видимо в силу того, что все это было невозможным доказать в судебном порядке, но извиняться за ложь, понятное дело, никто не стал.
В наши дни, по прошествии уже более десятка лет, когда подлинные масштабы случившейся в Ираке катастрофы уже проявились во всей красе (или точнее во всем ужасе), СМИ и блоги разных аналитиков пестрят статьями о том, как казнь Саддама Хусейна повлияла на Ирак и его будущее. Но нам подобная постановка вопроса кажется не совсем корректной — потому что на Ирак и его будущее сильно повлияло свержение саддамовского режима в 2003 году, оккупация США, действия нового правительства и социальные процессы, находившиеся в тени во время правления Саддама Хуссейна, и вышедшие на белый свет после его падения. Все это было действительно сильными факторами и потрясениями. Даже если бы последний президент Ирака не умер 30 декабря 2006 года, от этого уже бы не изменилось ничего, и ничего бы это не спасло. На момент смерти Саддам не имел уже никакого влияния ни на иракскую политику, ни на иракское общество — там уже появились совсем другие лица и другие тенденции. Даже для тех, кто служил его режиму и пользовался благами в его правление, бывший президент являлся уже прошлым, которое не вернуть.
Это обстоятельство не позволяет воспринимать подлинную суть казни Саддама иначе как мстительную расправу и сведение личных счетов, так как строго говоря, его не было необходимости казнить. А если даже и была — то не он один заслуживал бы казни. Когда человека, обвиненного в причастности к этническим чисткам курдов волокут на эшафот люди, причастные к организации этнических чисток суннитов — ситуация из разряда анекдотов. Казнь Саддама Хусейна не создала Ираку новых проблем. Но и не решила ни одной из существующих.
Так же ради ознакомления мы публикем текст последнего письма Саддама Хусейна, написанного им перед казнью — в котором он обратился с прощальным словом к народу Ирака.
«Великой нации, народу моей страны и человечеству. Многие знали автора как преданного, честного, заботливого, мудрого, справедливого, решительного человека, заботящегося о здоровье народа и страны… и моё сердце достаточно велико, чтобы обнять каждого без различия.
Вы все знаете вашего брата, очень хорошо, и он никогда не согнётся под деспотом, и, согласно воле тех, кто любил его, останется мечом и знаменем. И таким вы хотели бы видеть своего брата, сына или вождя … тот, кто поведёт вас (в будущем), должен обладать такими качествами.
Я приношу себя в жертву. Если этого хочет Аллах, он прикажет мне встать в ряды мучеников и настоящих людей, или Он отложит это… Но давайте подождём, ведь от него зависит судьба несправедливых наций… Помните, что Аллах позволил Вам стать примером любви, прощения и братского сосуществования… Я призываю вас отказаться от ненависти, поскольку ненависть не позволяет человеку действовать честно, она ослепляет его и мешает думать, даже по отношению к иностранцам, которые напали на нас, и к тем, кто ими правит. Любой, кто раскаивается — в Ираке или за границей — Вы должны простить ему.
Вы должны знать, что среди агрессоров есть те, кто поддерживает вашу войну против захватчиков, и некоторые выступают за защиту таких заключённых, как Саддам Хусейн … некоторые из этих людей искренне плакали, когда они сказали мне «до свидания».
Дорогие праведные люди, я прощаюсь с вами, но я буду с милосердным Аллахом, который помогает тем, кто находит в нём утешение, и который никогда не принесёт горя ни одному честному верующему. Аллах велик, Аллах велик… да здравствует иракский народ! Да здравствует Ирак, да здравствует Ирак! Да здравствует джихад! Да здравствует Палестина! Да здравствуют моджахеды!
Дополнительное поясняющее замечание: Я написал это письмо, потому что адвокаты сказали мне, что так называемый „криминальный суд“, созданный и названный так захватчиками, позволит так называемым „обвиняемым“ выступить с последним словом. Но суд, во главе с его председателем, не дал нам шанса сказать ни слова и вынес вердикт без объяснений, просто зачитав продиктованный оккупантами приговор, так и не предоставив доказательств. Я хочу, чтобы люди знали об этом».