В американском издании The New York Times в связи с массовыми протестами в США и намерением президента Дональда Трампа ввести войска для применения силовых методов подавления военных, вышла статья с очень интересным и символичными названием «Не надо превращать наши города в новую Эль-Фаллуджу».
Автор этой статьи Николас Кристоф указывает на огромные ошибки американского правительства за последние два десятилетия, когда неразумное применение силовых и военных методах для того чтоб «показать своё могущество» привело к крупным политическим провалам в Ираке и Афганистане. И сегодня многочисленные американские военные и политики предостерегают власти от использования таких же ошибочных методов против собственного народа. Среди этих людей такие личности как бывший министр обороны Джеймс Мэттис и сенатор-республиканец Том Коттон, которому и принадлежит фраза, вынесенная в заголовок.
Фраза эта страшная и символичная, и служит наверное самым ярким намеком на то, что жестокое подавление и применение силы только подливают масла в огонь. Когда в ноябре 2004 года 12000 группировка армии США забросала город с мирным населением и 1500 повстанцев эта мера была совершенно неадекватной в свете неоспоримого преимущества перед противником, однако имела иной смысл — жестокой расправой напугать иракцев настолько, чтоб они перестали даже думать о каком-либо сопротивлении против США.
Но все получилось иначе. Если раньше эпицентром суннитского восстания была лишь маленькая Эль-Фаллуджа, то после ужасов «белого фосфора» оно вспыхнуло с гораздо большей силой по всем центральным и южным мухафазам Ирака, и его не могут подавить до сих пор, даже спустя 16 лет. Эль-Фаллуджа стала колыбелью для нового военного поколения, куда более изощренного и грамотного — так например один из тех кто смог выйти из захваченного американцами города через окружения стал наверное самый искусный стратег иракской партизанской войны и будущий министр обороны ИГИ Абу Хамза аль-Мухаджир, чьи методы войны на истощение до сих пор не дают спокойно жить правительственным силам Ирака и международной коалиции.
Ещё одним из выживших участников сражения стал известный впоследствии гражданин Сирии, который оставил свои воспоминания о пережитом в этом бою.