По многочисленным просьбам теле и радиослушателей публикуем старую работу в области исследования раритетной террористической документалистики.
Боеспособность Исламского Государства не только породила целую серию домыслов и теорий, разного уровня адекватности, но и во многом разрушила общепринятый стереотип о якобы примитивности и глупости джихадистов, а так же их неграмотности в военном искусстве и сопутствующих областях. Что в свою очередь сподвигло многие умы принялись искать наиболее логичное объяснение, и плод их размышлений в основном сводился к тому, что за всем этим кто-то да стоит. США, Моссад, Саддам Хуссейн, ФСБ, Асад — всех вариантов не пересчитать. Что логично, во-первых люди больше любят сенсации, чем скучные повествования о тактике, стратегии и особенностях партизанско-диверсионной войны, во-вторых они привыкли к таким простым и понятным объяснениям.
Однако мы люди скромные и поговорим сегодня о банальных, будничных и скучных вещах. О той самой подготовке личного состава.
Очевидно, что какими бы не были военными гениями руководители и военные командиры, от их гениальности толку будет мало, если рядовой состав ничего не знает, ничего не умеет и в силу этого не в состоянии понять и воплотить в жизнь замыслы лидеров. Поэтому получение практических навыков и знаний является предметом первой необходимости.
Несмотря на упомянутую очевидность, на деле все обстоит не так просто. В джихадистских группировках постоянно сталкиваются с одной проблемой — среди целевой аудитории и потенциальных сторонников находится значительное количество людей, считающих что одной лишь их личной убеждённости, силы веры и энтузиазма должно достаточно для того, чтоб быть сильной и полезной боевой единицей, и более к тому никаких трудов прикладывать не надо. И что единственные знания, на получении которых следует сосредоточиться — это знания религиозные, а все остальное, по их мнению, как-то само собой приложится, поэтому они даже физической подготовкой не занимаются порой, не говоря уже о приобретении узких технических навыков и специальностей. И сломать этот стереотип, дать понять что надо тренироваться, учиться, получать востребованные специальности и профессии порой невероятно трудно. Как показывает практика,,значительная часть сторонников джихадистских группировок в странах запада и СНГ вряд ли пойдет в спортзал или на учебу, им будет проще и привычнее вести споры в сети по поводу запутанных и незначительных богословских вопросов, и надеяться что именно этого им будет достаточно для победы над врагами. В то время как командование этих самых джихадистских группировок хотело бы видеть несколько иное понимание религии — прежде всего, воодушевляющее на действия военного характера.
Другой немаловажный момент — чему и как можно обучить бойцов и командиров в отсутствии системы военных и профессиональных уличищ, преподавательского состава и спокойной обстановки? Партизанскую армию готовить гораздо труднее, чем профессиональную, тем более что и в собственных рядах этих самых профессионалов не так уж и много. Централизовано вводить какое-либо образование в таких условиях возможности нет.
Перед командованием ИГ, особенно на ранних этапах войны с США в 2003-2011 гг стояла задача максимального понимания своих реальных возможностей в подготовке личного состава, доступных методов и, самое главное, определение необходимых и реально достижимых навыков. Тем более что никто не ждал быстрой победы и внезапных огромных успехов, все прекрасно понимали что придется очень и очень долго усердствовать со всем старанием и твердостью, причём постоянно развиваясь, так как вражеские технологии и планы тоже на месте не стоят. И это понимание тоже необходимо было привить личному составу. Среди которого попадались разные люди с разными мотивами, в том числе и те, кто как раз и ждал быстрых успехов при минимуме собственных стараний, и разочаровывался при неудачах, которые ИГ постигали с завидной регулярностью. Часто оказывалось, что многие просто были не готовы к такому повороту событий и при его наступлении полностью теряли любую волю к действиям.
И в один из критических моментов, в 2009 году руководство ИГ (на тот момент — ИГИ) поставило перед собой задачу хотя бы отчасти решить эту проблему, и ясно дать понять, какие боевые и бытовые навыки они ждут от своих бойцов и сторонников, и что, по их мнению будет максимально полезно для организации. И преподнести это в понятном для публики формате.
За дело тут же взялся медиа-центр аль-Фуркан.
Результатом стал фильм الهمة مهمة или же «Мотивация решает (переводчик долго чесал в затылке, как бы получше передать на русском языке это название) был выпущен как раз в то время, когда ИГИ переживали один из самых сложных периодов. Как раз в это самое время военный министр Абу Хамза аль-Мухаджир принял решения распустить полевые военные силы и сосредоточиться на диверсиях, что в свете успехов 2006-2007 годов выглядело довольно мрачно. Но реальность была такова, что стало необходимым не думать о гордости и репутации, а готовиться к очень долгой войне, и к большому труду, результат от которого можно будет получить очень нескоро, да и вряд ли вообще при своей жизни. Все уже понимали, что быстрых побед не будет, трудностей избежать не получится, и путь это далеко не лёгкий, а очень тяжёлый. Надо не только искать новые пути и методы противостояния с США и их союзниками, но и дать понять бойцам и потенциальным сторонникам что они не в сказку попали, и с их стороны нужны будут значительные усилия.
Фильм не отличается обилием боевых сцен и террористических атак, их всего две — из Диялы и в окрестностей Мосула, так что любители экшна наверное будут расстроены, и могут дальше не смотреть. Скорее это сборник теоретического материала, который может оказаться весьма познавательным для русскоязычных исследователей террористических групп и их деятельности, где которого можно подчерпнуть следующие вещи:
- Перечень требований, навыков и знаний, которые входят в подготовку бойцов, и которыми, по мнению руководства ИГИ, непременно должен обладать каждый, кто хочет к ним присоединиться, с подробным объяснением, рассчитанный именно на длительную партизанскую войну. И скорее всего, военное мышление ИГ вы представляли совершенно иначе.
- По замыслам лидеров, боец обязан обладать не только хотя бы минимальными религиозными знаниями, но и хорошо разбираться в военном деле, политической обстановке, работе с информацией, и ещё лучше, если к этому добавляются востребованные технические и не только специальности.
- Можно оценить размах амбиций ИГИ (ещё на момент 2008-2009 г) и полет замыслов и идей Абу Хамзы аль-Мухаджира (все же, надо отдать должное, крайне неординарный человек был).
- Верно ли мнение что одевать бронежилет и средства защиты это трусость и «слабое упование на помощь Аллаха?»
- О методах борьбы с беспилотниками.
- О необходимости и пользе занятий физкультурой и учебы в университете
- И о том, что Мухаммад Эмвази и Абу Тальха аль-Альмани далеко не единственные рэпперы в рядах ИГ — у них был свой предшественник.
На наш взгляд, данное кинотворение весьма ценный источник для тех, кто хочет вникнуть в особенности военной теории джихадистов и понять, насколько она отличается от стереотипных представлений о «гибнущих пачками недалёких фанатиках». Среди террористов действительно есть и такие, но есть и те, кто действительно является хорошо мотивированным профессионалом в самых разных областях, а то что они направляют свои таланты в русло терроризма — это уже совсем иной вопрос.