Ужасов войны вам на ночь
В тексте одной из статей мы уже описывали сущность такого явления как атаки смертников-истишхади, одного из самых грозных и этически неоднозначных методов военных действий инсургентов.
Это был второй вид самого убойного оружия инсургентов Ирака который стоил огромных жертв военнослужащим США и правительственной армии, внушая куда больший страх, чем СВУ. Причем ужас перед ним часто лишал противника разума, заставляя совершать массу необдуманных действий. Однако рассказ о нем мы начнём издалека — чтоб раз и навсегда снять все вопросы, мифы и спекуляции.
Несмотря на повсюду цитируемые разговоры о разграблении складов и огромных запасах оружия, полученных там картина по иракскому подполью была скорее обратная — оружие и боеприпасы часто были в большом дефиците и ограниченном запасе. Также отсутствовало достаточное количество людей, владеющих достойной боевой подготовкой для военных действий — все же не забываем, что большинство инсургентов были вчерашние гражданские. И как мы уже говорили выше, самой логичной формой боевых действий в таких условиях были нападения из засады и обстрелы издалека укрепленных точек противника. Прямая атака на хорошо защищенные базы, кпп и позиции противника зачастую была инсургентам не по силам — слишком большая трата боеприпасов на такой бой, слишком большой риск потерь убитыми и ранеными, и при этом нет никакой гарантии успеха и вообще гарантии что врагу будет возможно нанести хоть какой-то урон.
Однако базы громить все же хотелось, и для этого требовалось мощное оружие, пригодное для атаки на обширные, крупные и хорошо защищенные объекты. Из всего имеющегося под рукой, эффективнее всего был муфахахат — автомобиль или грузовик с установленным внутри большим количеством взрывчатки. Взрыв подобной конструкции мог нанести достаточно большой урон хорошо укрепленным позициям, и если не уничтожить их полностью, то убить и ранить часть защитников, после чего объект становился лёгкой целью даже для слабовооруженных инсургентов.
Однако базы громить все же хотелось, и для этого требовалось мощное оружие, пригодное для атаки на обширные, крупные и хорошо защищенные объекты. Из всего имеющегося под рукой, эффективнее всего был муфахахат — автомобиль или грузовик с установленным внутри большим количеством взрывчатки. Взрыв подобной конструкции мог нанести достаточно большой урон хорошо укрепленным позициям, и если не уничтожить их полностью, то убить и ранить часть защитников, после чего объект становился лёгкой целью даже для слабовооруженных инсургентов.
Не так был страшен муфахахат, как его водитель.
Способ этот нашли достаточно быстро, вот только понравился он далеко не всем, и был весьма спорным с общепринятой морально- этической точки зрения.
Рассмотрение этого противоречивого вопроса стоит начинать с отделения страшных баек от реальных фактов. Многочисленные рассказы о том, что истишхади, добровольных смертников, заставляли пойти на этот шаг зомбированием, гипнозом, угрозами, наркотиками, танцами с бубном против часовой стрелки и другими нестандартными способами к действительности имеют крайне посредственное отношение, и скорее имеют своей целью объяснить западному обывателю этакий феномен, уложившись в рамки его мировоззрения. Однако же если изучить как следует истории реальных истишхади, как это сделал автор данной статьи, то факты указывают на вещи совершенно противоположные. Поэтому автор придерживается мнения, что если мы действительно хотим понять данное явление, то мы должны рассматривать его с точки зрения инсургентов и их мировосприятия, а не с позиции западных журналистов или телерепортажей.
Наверное это многих повергнет в шок, но никто никого в истишхади палкой не загонял, скорее наоборот их приходилось разгонять. Желающих совершить истишхадийю на добровольных началах было более чем достаточно, и самой распространенной причиной подобного решения была идейная убежденность и религиозное стремление очистится от грехов и попасть в Рай путем самопожертвования. В качестве одного из подтверждений этого можно привести данные т.н. «Синджарского списка» (захваченной США документации инсургентов в одноименном городе в мухафазе Нейнава) содержащего данные о 700 прибывших воевать в Ирак иностранных добровольцах. Каждый из них заполнял анкету о себе, своих навыках и намерениях. Как показал подсчет, 60% новобранцев изъявляли желание совершить истишхадийю. Остальные 40% видели себя в роли обычного бойца. Можно конечно объяснить это тем что каждому на границе приставляли к голове автомат и требовали поставить галочку напротив пункта «истишхади«, но такое объяснение не выдерживает никакой критики.
Так же из известных нам историй о инсургентах можно получить и такую информацию, что многим запрещали совершать истишхадийю из-за того что они могли быть более полезны в других делах, или же обладали более нужными знаниями и навыками. Так например известна история одного из повстанцев, который был военным и полицейским во времена Саддама, который с началом войны присоединился к инсургентам с намерением быть истишхади. Ему это сторого-настрого запретили, сказав что его знания и опыт принесут борьбе гораздо больше пользы, и ему не оставалось ничего кроме как подчиниться этому решению.
Причин, по которым люди готовы идти в истишхади, было достаточно много, невозможно залезть в голову каждому и узнать подлинную суть его намерений, однако во всех случаях это было добровольное решение, принятое сознательно, исходя из тех или иных причин. Во всяком случае, инстинкт самосохранения — один из самых сильных у каждого человека, и для того чтоб совершить подобную атаку, то есть привести автомобиль в нужное место и активировать взрыватель, надо иметь очень твердую мотивацию, решительность и убежденность в своем действии. Что же касается наркотиков и тому подобного, то человеку находящемуся в состоянии наркотического опьянения невозможно совершить подобную атаку, как впрочем и любое действие, требующее внимательности, умственного и эмоционального напряжения. Испытания, проводившиеся в разных армиях мира, установили что людей под воздействием наркотиков невозможно использовать для каких-либо военных операций, так как поведение такого человека становится совершенно непредсказуемым, он перестает выполнять поставленную задачу и отвлекается на совершенно постороннее дело.
На отсутствие принуждения указывают и другие факты. Как известно из ряда источников, как со стороны инсургентов, так и со стороны США и правительственных сил Ирака, будущие истишхади в ожидании операции жили в обычных домах, участвовали в боевых действиях вместе с обычными бойцами, писали письма родным домой, в том числе и прощальные, и даже устраивали посиделки с пирушками.
Проблема тут скорее в существовании моральной и культурной пропасти между самими истишхади и теми, кто пытается о них рассуждать, то есть когда люди с совершенно другим мировоззрением пытаются рассматривать то или иное явление исходя из своих ценностей, в то время как мировоззрение и ценности с противоположной стороны баррикады могут кардинально отличаться, и ими могут руководить совершенно иные мотивы….
Чаще всего атака происходила так. Истишхади пригонял муфахахат точно в намеченную цель — на собрание сил противника, на базу, на въезд кпп, на автомобильную колонну и приводил взрывное устройство в действие. Если объект был хорошо защищен, то истишхади ехал к цели под огневым прикрытием в виде обстрела из автоматического оружия и миномётов, отвлекающим противника, вынуждающим его или прятаться в укрытие, или полностью сосредоточиться на подавлении огня.
Атака истишхади была столь неожиданна, а урон — настолько большим, что военнослужащие и командование США принимали множество усилий ради того чтоб уберечья от них. В основном это было возведение досмотровых зон возле кпп и защищенных объектов, постройка стен и заграждений, ну и беспорядочная стрельба по всем машинам, что казались подозрительными. Последнее привело к тому, что от беспорядочной стрельбы впавших в панику американцев погибло огромное количество мирных иракцев. Подобные меры затруднили атаки истишхади, но не прекратили их полностью. Инсургенты начали использовать более сложные варианты, такие как описанное выше огневое прикрытие, или даже подкуп охранников объекта из числа иракских лоялистов США.
Как бы это страшно для многих не звучало, но атаки истишхади были очень эффективны и экономичны для тех, кто их проводил. Одна подобная атака своим результатом могла заметить полномасштабное направление целого отряда, и добиться поставленных целей ценой жизни всего лишь одного человека, а не нескольких (единиц или десятков) убитых и раненных бойцов. Получалось что истишхади практически спасал от гибели и ранения своих товарищей, а свою группу — от лишнего расхода боеприпасов. В силу этого использовать истишхади было очень выгодно с военной точки зрения. Тем более что и желающих было предостаточно.
К слову сказать, использование истишхади вызывало большие споры среди разных групп инсургентов. Многие не практиковали такое, и советовали другим отказаться, поскольку это плохо сказывается на репутации среди мировой общественности. Вот только ярых сторонников этой тактики мнение мировой общественности беспокоило меньше всего.
Несмотря на то, что за последние годы количество атак смертников на заминированных автомобилях практически не наблюдалось, сложно поверить что ИГ решили отказаться от этого метода, давно ставшего у них фирменным. Есть некоторые основания полагать, что именно с массированных атак смертников может начаться этап нового наступления с целью захвата территорий в Ираке и Сирии.
А пока все еще мирное время над головой можем посмотреть на то, как эти самые истишхад-атаки выглядели во время войны 2003-2011 г — на примере таких вот фан-роликов, весьма популярных в интернете лет 10 тому назад.
Видео 1 — авторы этого ролика пытались собрать что-то вроде «хит-парада» наиболее впечатляющих атак истишхади, совершенных во времена ИГИ. Данный ролик является неплохой иллюстрацией стандартного процесса проведения нападения смертника на заминированном авто.
Видео 2 — этот ролик представляет собой компиляцию прощаний смертников с боевыми товарищами перед выходом в последний путь на боевое задание. В нем можно заметить участников групп Ансар аль-Ислам/Ансар ас-Сунна и ТвД/Танзим Каида/МШМ/ИГИ, которые как раз и были основными организаторами подобных атак. Подобные записи, придающие истишхади своего рода «романтический ореол» встречались весьма часто.
Видео 3 — истишхади из Танзим Каида с песней отправляется на боевое задание в район Радванийя к западу от Багдада.
Видео 4 — различные атаки истишхади ИГИ, в том числе и на правительственные здания в центре Багдада в рамках Атаки за Пленников 2009-2010.