О бедном Муктаде замолвите слово.

Или 17 мгновений ас-Садра.

Ряд американских изданий считают что правительству США следует начать осторожную поддержку Муктады ас-Садра, «влиятельного шиитского политика», якобы согласного «сотрудничать с КСА и ОАЭ». Однако американские власти не спешат к этому и правильно делают. Скорее всего потому что хорошо знают кто такой Муктада.

В мейнстримовой прессе и аналитике почему-то считается что Муктада противник Ирана, союзник запада и чуть ли не сотрудничает с США. На самом деле все эти утверждения крайне далеки от истины. У него есть собственная цель — стать верховным шиитским духовным лидером, и все другие его интересуют ровно настолько, насколько они могут помешать и помочь ему достигнуть желаемого. Сложно всерьёз считать что имеющий недвижимость и проживание в Куме и тесные связи с духовной властью Ирана, Садр внезапно займёт радикально антииранские позиции. Его реальная претензия к Ирану заключается в том, что иранцы поддерживают его политических противников и не поддерживают его самого — но в том-то и дело, что они с Муктадой могут в любой момент договориться о поддержке, тем более что у них уже в прошлом был такой опыт.

Одновременно с этим Муктада сознает что сотрудничество с США и их партнерами в регионе, такими как Саудовская Аравия и продвижение их интересов лишит его поддержки шиитских народных масс, которые никогда не примут прозападной позиции своего лидера, тем более это ещё и даст весомый козырь против него политическим противникам, какие смогут мобилизовать против Садра значительную часть общества, аппелируя к тому, что он дескать «американская марионетка». США и союзникам так же не нужен Муктада в качестве независимого политического деятеля, способного принимать самостоятельные решения, исходя из собственных интересов. Вот только сам Муктада ас-Садр именно таким лидером и хочет быть! Возможно ему могли бы предложить сделку из серии «отказ от независимости и самостоятельности взамен на помощь в захвате власти», но Муктада не пойдёт на такое, ему подавай исключительно независимую и самостоятельную власть, с опорой на народную поддержку, к этой цели он методично и планомерно идёт с 2003 года. А американцам такие лидеры не нужны, для них единственно приемлимый вариант — это «запачкать» Муктаду сотрудничеством, превратив его в непопулярного и лишенного поддержки масс, который бы опирался исключительно на помощь американцев и стал бы полностью зависим от них в своих действиях и решениях.

Полностью зависимой от себя фигурой хотел бы Садра видеть и Иран, но исходя из существующего положения Муктаде проще договориться на своих условиях из серии «независимый политик и у нас с вами взаимовыгодное партнерство» как раз именно с Ираном.

В конце концов посочувствуем Муктаде ас-Садру и не будем сильно зубоскалить над его противоречивыми действиями. Ему, надо признать, очень нелегко. В Ираке, да и на Ближнем Востке в целом быть независимой и свободной политической силой, желающей чтоб с ней считались на равных даже мировые и региональные гегемоны так же сложно, как и идти босиком по раскаленным углям, держа во рту лезвие. И наоборот, быть марионеткой — обеспечить себе стабильное и безопасное положение.

Но разве это жизнь? Так, существование на грани прозябания.