Недавний инцидент в Ширазе заставил вспомнить не менее жуткий и кровавый случай на иранской земле.
Итак, был город Тегеран. Стояло лето. И ничего не предвещало беды…
Известно что у боевиков ИГ первые планы проводить теракты на территории Ирана имелись еще в 2005 году, в 2007 году руководство группировки в лице Абу Умара аль-Багдади объявило Тегерану войну. Однако к непосредственным действиям террористы так и не пришли по просьбе коллег из Аль Каиды, чье снабжение в Афганистане шло через иранскую территорию, а так же родственники некоторых из ее представителей находились фактически в заложниках у иранских властей. Но после событий 2013-2014 гг все эти обязательства уже не имели никакой силы.
Тем не менее, долгое время сражение ИГ с Ираном и его прокси происходило на территории Ирака и Сирии, где это было наиболее критично. Развернуть широкую деятельность внутри Ирана для ИГ было бы вряд ли возможным, ввиду отсутствия необходимой социально-политической обстановки и достаточного количества активных лоялистов для развертывания диверсионной деятельности с дальнейшим захватом власти на местах. Даже несмотря на регулярно вспыхивающие протесты, правящий режим Ирана достаточно стабильный, и говорить о его скором ослаблении пока что не приходится.
При этом желание атаковать сосредоточение крупнейшего шиитского религиозного и общественного-политического центра у террористов никуда не девалось, в связи с чем их руководство, насколько можно судить, приняло решение совершать нападения, которые несли прежде всего глубокое символическое и идеологическое значение, с целью нанести удар по политическим и религиозным основаниям современного иранского режима, дабы тем самым показать их хрупкость перед решительными людьми с оружием, и свое намерение полностью уничтожить шиитское правление в Иране. С материально-технической точки зрения теракты такого характера не требуют значительных затрат, вовлечения большого числа людей, и обширных подготовительных мероприятий. Достаточно небольшого количества идейных сторонников, которые готовы действовать по сценарию отчаявшихся одиночек и использовать тот арсенал оружия и взрывчатых веществ, какие вполне реально приготовить в домашних условиях, не привлекая постороннего внимания.
До лета 2017 года вопрос о проникновении ИГ в Иран рассматривался очень поверхностно, общепринято считалось что в суннитских сообществах страны интерес к экстремистским идеям настолько минимален, что о нем и говорить не стоит. Но такой подход разделяли не все — время от времени появлялись сообщения что якобы молодые люди из западных провинций выезжали в Ирак и Сирию для присоединения к террористам. После представители сил безопасности заявили что им известно что порядка 150 граждан Ирана присоединились к ИГ, причем стоит заметить что это лишь те, кого удалось идентифицировать, а реальное число может быть на порядок больше. Так же отмечалось что неустановленные лица создали несколько групп в мессенджере Telegram где обсуждалась идеология и деятельность ИГ, аудитория которых состояла преимущественно из числа жителей Керманшаха и Западного Азербайджана. КСИР и другие иранские спецслужбы начиная с 2015 года сообщали о предотвращении неких «крупных террористических заговоров», однако сложно сказать, были ли это организованные командованием ИГ акции, самодеятельность местных сторонников, или просто повод для репрессий в отношении иранских суннитских обшин.
7 июня 2017 года в 10.50 по тегеранскому времени в столице Ирана произошли ужасающие события — в здание иранского парламента, одного из главных органов государственного управления, вошли трое человек. Оказавшись внутри, они достали из сумок оружие — автоматы Калашникова и начали расстреливать всех, кто попадался им на пути. Правда иранские силовики впоследствии утверждали что атакующих было четверо, однако сами ИГ заявляли о троих ворвавшихся в парламент, версию террористов подтверждают и кадры с камер видеонаблюдения, на которых можно заметить троих вооруженных людей. Откуда же мог взяться четвертый нападавший? Вероятнее всего, человек из числа посетителей парламента мог быть перепутан штурмующими здание спецназовцами с одним из террористов и застрелен, а чтоб не признавать ошибку, его решили зачислить в атакующую сторону.
Конечно же возникает закономерный вопрос — куда смотрела охрана и как вообще можно вот так спокойно зайти в законодательный орган страны? Это решили объяснить официальной правительственной версией что якобы атакующие усыпили бдительность, проникнув в здание в женской одежде. Выглядит данное заявление крайне сомнительно и даже анекдотично, учитывая тот факт что имеются кадры с камер видеонаблюдения, заснявшие атакующих внутри здания, и ни на ком из них женских вещей не было. А даже если они и были, то вряд ли чем-то смогли помочь террористам обмануть охрану, ввиду наличия у нападавших бород и усов.
На самом деле все было гораздо драматичнее. На смене в этот день стоял охранник Джавад Тимури, и он отказался пропускать внутрь троих странных посетителей без пропусков, тогда террористы открыли по нему огонь. Тимури пытался отстреливаться из табельного оружия и был убит на месте. Остальные находящиеся у пункта пропуска в испуге разбежались.
В это же время взрыв прозвучал недалеко, около мавзолея, в котором покоится основатель современной иранской республики — аятолла Хомейни. Двое террористов вступили в перестрелку с охраной усыпальницы, после чего один из них привел в действие пояс со взрывчаткой, убив и ранив по меньшей мере троих человек, второй же был тяжело ранен и скончался на месте. Позднее иранская полиция заявила о задержании женщины, которая якобы была сообщницей нападавших на мавзолей, однако впоследствии со стороны самих ИГ не было никаких подтверждений участия особ женского пола в данном предприятии — напали пять человек, и все мужского пола. Впоследствии и расследующие теракт иранские силовики идентифицируют всего пять молодых людей.
Весть о случившемся облетела все мировые СМИ, как о неслыханной по своей дерзости атаке не только на людей, но и на идейные основы иранского государства. Догадки о том, чьих это может быть рук дело выдвигались самые разнообразные, до тех пор пока пресс-служба ИГ еще во время горячей фазы боя опубликовало заявление о том что парламент и мавзолей атаковали боевики организации.
Сражение с ворвавшимися в парламент террористами оказалось весьма нелегким. Когда на место атаки прибыли силы полиции, армии, спецназ КСИР под командованием бригадного генерала Мохаммада Пакпура а также верховное командование КСИР и БАСИДЖ, оказалось что боевики ИГ забаррикадировались на четвертом этаже, после того как один из их товарищей подорвал пояс со взрывчаткой. Буквально через несколько минут после взрыва террористы открыли стрельбу из окон по прохожим, журналистам и сотрудникам сил безопасности.
Все это время депутаты иранского парламента продолжали заседать, справедливо решив что панически спасаться бегством им как-то не к лицу, а пример мужественного поведения перед лицом опасности населению дать надо. Заседание было официально завершено практически одновременно с началом решительного штурма в 13.11 по тегеранскому времени, еще через полчаса силовики провели организованную эвакуацию парламентариев.
Бой ксировцев с террористами продолжался порядка часа, и завершился гибелью всех нападавших. Как утверждается, один из них подорвал пояс смертника, другой погиб в перестрелке. По официальным данным, жертвами теракта стали 52 человека, из них 18 погибших, остальные получили ранения различной степени тяжести.
Позднее иранские силовики заявили что будто бы предотвратили в этот день еще одно, третье нападение. Является ли это правдой или всего лишь попыткой успокоить взволнованную и раздраженную общественность — дескать, бдим, и еще как, сказать крайне сложно.
Традиционная иранская гос.конспирология незамедлительно заявила что нападение это дело рук Саудовской Аравии, США ну и конечно же Израиля. Оставим пожалуй это без комментариев, дабы не скатываться в откровенное зубоскальство над “духовными скрепами” тегеранского режима. Отметим лишь то, что Израиль в лице спецслужбы Моссад присутствует в иранской столице давно и прочно, атакуя более критичные цели чем давно уже покойного Хомейни, например ученых из программы ядерных разработок, и куда более высокотехнологичными способами, чем автоматы, пистолеты и пояса смертников.
Ну а все-таки, кто организовал и готовил данную атаку? Постараемся рассказать.
На данный момент официально установлено, что нападавших было пятеро. Это были молодые люди, известные как Абдурахман аль-Ирани, Абу Джихад аль-Ирани, Абу Вард аль-Ирани, атаковавшие парламент, и Абу Абдуллах аль-Ирани и Абу Мухаммад аль-Ирани, устроившие взрыв у мавзолея Хомейни. В официальных заявлениях иранского правительства нападавшие значились как Абу Джихад, Сарьяс Саддики, Кайюм Фатеми, Ферейдун и Рамин Ахмади, с упоминанием что настоящие имена некоторых скрыты из-за соображений безопасности и социальных аспектов.
Как утверждается, лидером данной веселой и дружной команды был Сарьяс Саддики, уроженец Керманшаха и курд по национальности. По данным местных источников, за три года до описываемых нами событий, он фигурировал в статье на сайте Демократический партии Курдистана с жалобами на процветание радикальных идей среди курдской молодежи на западе Ирана — утверждалось что якобы он вел страницу в Facebook где пропагандировал идеи ИГ и как потом выяснилось, сам присоединился к группировке в Ираке. Как утверждалось в статье, меры против этих опасных тенденций не принимались, как выяснилось впоследствии, из-за того что официальные суннитские священнослужители западного Ирана и в частности Керманшаха не спешили доносить властям и органам безопасности об увлечении населения радикализмом, то ли посчитав эту угрозу несущественной, то ли из опасения репрессий и преследований единоверцев или вообще из нежелания сотрудничать с властями против таких же суннитов, как и они.
Что касается остальных террористов, то очевидцы, пережившие нападение на парламент, утверждали что двое других боевиков говорили на диалекте арабского языка, и это указывает на то, что они являлись уроженцами Хузестана, провинции на юго-западе Ирана, населенной этническими арабами.
По заявлению властей Ирана, в страну будущие исполнители теракта проникли в августе 2016, когда Абу Айша аль-Курди, известный командир ИГ родом из Ирана, начал готовить других боевиков, таких же иранцев, для атак внутри страны, как утверждается иракскими и иранскими силами безопасности, организовав для этого лагерь неподалеку от границы. КСИР заявил что его военнослужащие убили Абу Айшу в Керманшахе в сентябре 2016, однако наряду с этим имеется информация что он погиб в столкновении с ополченцами Пешмерги в декабре 2016 года. Как бы то ни было, на этом решили что террористическая угроза миновала. Как потом выяснилось, зря. Великолепная пятерка минус вратарь спокойно находилась на территории Ирана, готовилась атаковать парламент и мавзолей, пребывая на связи с командованием ИГ, что позволило им передать известие о совершении атаки и ролик из здания парламента еще до завершения нападения.
Ещё одним из признаков, указывающих на то что тегеранская атака готовилась за много месяцев и гибель Абу Айши мало чем повлияла на эти планы, являлось выпущенное террористами вилаийята Дияла видео «Земли Персии вчера и сегодня» на фарси с арабскими субтитрами, где в формате исторического и политического экскурса излагались многочисленные претензии ИГ к Ирану и его властям, и были продемонстрированы базирующиеся в Дияле иранские боевики, готовые атаковать тегеранский режим.
Позже принадлежащее ИГ информационное агентство Амак опубликовало видеозапись на которой террористы проводят сбор перед нападением. Руководит всем процессом и говорит о своей ненависти к правительству аятолл и шиитам боец в черной маске, которым, как утверждается, был Сарьяс Саддики. Что интересно, угрожают что следующая в очередь на атаку Саудовская Аравия (поставив тем самым в неловкое положение уже упомянутых выше тегеранских конспирологов).
Интересно и то, что в августе 2017 года боевики ИГ из расположенного в Ираке вилаийята Аль Джануб (район к югу от Багдада) опубликовали видео, в котором появляются боевики, позднее совершившие атаку на парламент, в том числе и лидер в черной маске (возможно, Сарьяс Саддики), и обещают «рубить головы шиитов в Тегеране, так же, как это происходит в Ираке и Сирии». Когда была сделана эта запись, неизвестно, вероятно до августа 2016 г. Что еще раз показывает, что командование ИГ планировало атаку на самом высоком уровне и задолго до ее осуществления.
После теракта в Тегеране полиция и КСИР арестовали 41 человек, обвиненных в связях с боевиками и оказании им помощи. Как отдельный успех преподносилось обнаружение автомобиля, которым пользовались боевики. Тем не менее, вряд ли можно было говорить, что им удалось уничтожить всех сторонников ИГ в Иране и их сети. Что и подтвержилось год спустя, в Ахвазе. Но то уже совсем иная история.
Приложение к статье:
Видео 1- Запись с камер наблюдения, зафиксировавшая проникновение боевиков ИГ в здание парламента Ирана.
Видео 2 — Вторая запись с камер начала нападения на здания парламента с другого ракурса, где судя по всему запечатлен момент убийства охранника Джавада Тимури.
Видео 3 — Момент взрыва пояса смертника около мавзолея Хомейни.
Видео 4 — Стрельба у здания парламента.
Видео 5 — КСИР проводит эвакуацию депутатов парламента
Видео 6 — Последствия боевых действий против террористов ИГ на одном из этажей здания парламента.
Видео 7 — Видео снятое боевиками ИГ во время нападения на парламент и опубликованное Амак. 18+
Видео 8 — Опубликованное Амак видео террористов ИГ, записанное перед атакой.
Видео 8 — Выпущенное ИГ в августе 2017 г видео из вилаийята Аль Джануб в Ираке, на котором появляются боевики, впоследствии совершившие теракт в Тегеране.
Видео 9 — Упоминавшийся в статье фильм террористов ИГ «Земли Персии вчера и сегодня». На русском языке.
Публикуется исключительно в качестве исторического источника, так как представляет собой апофеоз исторических и религиозных претензий террористов ИГ к Ирану, а так же их, террористов, взгляд на средневековую и новейшую иранскую историю.
Внимание! Видео содержит многочисленные оскорбления лиц шиитского вероисповедания по религиозному признаку!
И ещё один бонус к статье.
Данная картинка часто встречается в качестве иллюстрации к разным новостям о протестах в Иране.
Однако это, скажем так, ремикс. Кем-то перерисованный. А оригинал был опубликован в июне 2017 г в одной из израильской газет в качестве иллюстрации на злобу дня и был посвящен теракту в Тегеране.