По мотивам серии публикаций канала.
Провокация, о котором идёт речь широко встречается и за пределами Ирака, и пострадали от нее большое количество тех, кто никогда не имел никакого прямого отношения к террористической деятельности. Потому знать про нее надо не только тем, кто живёт на Земле Двух Рек.
Из всех методов работы антитеррористических подразделений следует особенно выделить один, весьма распостраненный не только в Ираке, но и в других странах мира. Знать о нём следует потому, что непосредственных террористов и их наиболее опасных сторонников он вряд ли хоть как-то затронет, зато от него с завидной регулярностью страдают или совсем непричастные люди, или лица из числа наивных искателей приключений юного возраста, какие больше нуждаются в социальной реабилитации, чем в уголовных делах, пытках и тюрьмах.
Суть этого метода примерно такая: сотрудник подразделения или же завербованный им агент путем ввода в заблуждение вынуждает человека совершить действия, которые можно было бы трактовать как терроризм или же содействие терррористом, или факт поддержки террористической идеологии, попутно идентифицируя его личность для последующего задержания.
Один из таких примеров, наблюдался в ноябре 2022 года в Турции. Агенты спецслужб, внедренные в круги потенциально симпатизирующих террористам лиц, идентифицировавшие себя как официальные представители ИГ, распространяли приказ якобы от командования группировки о том что всем сторонникам ИГ необходимо вступить в ячейки под командованием таких-то лиц, с которыми можно связаться по таким-то номерам и контактам. Всех кто обратился, тут же задерживали. Так же от тех же «официальных представителей ИГ» выходили указы о необходимости оказывать помощь жителям лагерей на востоке Сирии, причём именно тем кто поддерживает террористов, и для передачи этой помощи нужно связаться по предоставленным контактам. Всех обратившихся так же задерживали, используя в качестве основания тот факт что они оказывают помощь не просто как сердобольные мусульмане, а именно как сторонники группировки, с намерением помочь именно ее сторонникам и никому более.
Ранее в Ираке использовалась очень похожая схема, которая упоминался в первой части «буден антитеррора»:
Известны многие случаи, когда информаторы брали на себя роль провокаторов — представляясь «официальными лицами ИГ» убеждали легковерных жителей суннитских мухафаз создавать «террористические ячейки» или оказать какую-то посильную помощь организации, и стоило им согласится как их тут же брали «с поличным».
Но вот только в самом Ираке данный метод достаточно устарел, поэтому если кто-то и ведётся на такой разводняк, то крайне наивные люди, совершенно не знакомые с террористической деятельностью. Но, к сожалению, именно на таких наивных людях и делают свои основные показатели антитеррористические силы безопасности Ирака. И не только Ирака, как мы это наглядно увидим на дальнейших примерах.
Масса подобных прецедентов встречается в русскоязычной среде, где сотрудники органов пишут от имени боевиков простодушным мусульманам, чаще всего выходцам из сельской местности, и, если называть вещи своими именами, вовлекают в преступную деятельность, подговаривая дать устное, письменное или зафиксированное на видео согласие совершить теракт, какое потом и фигурирует на судебном процессе как бесспорное и неопровержимое доказательство. Сразу после этого несчастного задерживают и заставляют читать по бумажке текст о том что он якобы присягнул ИГ и хотел поехать в Индию взорвать священную для местных жителей корову.
Метод кстати древний, его ещё использовали КГБ против диссидетских кружков, он многократно отписал в разного рода методической литературе для следственных органов, но до сих пор остается в ходу и дает неплохие успехи.
К сожалению, группу риска составляют не только выходцы из сельской местности, посетители мечетей и религиозных кружков, но и обычные пользователи социальных сетей, в отношении которых известно что они имеют интерес к данной теме, подписаны на соотвествующие группы, каналы и пр, и которые скорее всего явно не откажутся познакомиться с «настоящим террористом» хотя бы чисто из спортивного интереса. Далее выдающий себя за террориста ИГ сотрудник пускает в ход социальную инженерию, с целью спровоцировать собеседника на любое действие какое можно было бы трактовать как свидетельство поддержки ИГ и документально зафиксировать его.
А вот чтоб не влипнуть в подобную историю, надо знать несколько простых вещей:
Настоящие, 100% боевики ИГ а) не сидят в социальных сетях (приказ от командования группировки 2017 г) б) не пользуются мобильными телефонами (приказ от командования 2019 г). Соответственно, если вам кто-то пишет, представляется боевиком или того хлеще, командиром ИГ, и уговаривает совершить какой-нибудь теракт, шлите его в пень, так как это или придурок, или провокатор.
Так же хорошо известно, что ИГ за пределами своего ареала полагается на стратегию «одиноких волков», когда приверженец готовит атаку самостоятельно, никому об этом не сообщая, и с самой группировкой коммуницирует только перед самым нападением, отправляя ролик с присягой и заявлением на общедоступный юзернейм обратной связи Нашир (какой найти заинтересованному лицу не составляет проблем). Исключение составляют специально «заброшенные» ИГ в ту или иную страну группы, вот только представители этих групп, пребывая в здравом уме, не станут привлекать к своей деятельности случайно знакомых юзернеймов из интернета.
Так что надлежит помнить: террористы не пишут в сети или где-то ещё пользователям, подговаривая совершать атаки. И не собирают деньги. Никогда. Никакие.
И приказов вступать в какие-то ячейки под командованиям определенных лиц своим сторонникам тоже не рассылают.
Настоящие сторонники террористов, которые хорошо понимают и осознают кто они, что делают и что за это может быть, все это хорошо знают. Однако рядовые пользователи соцсетей, прежде всего ищущие приключений подростки или люди в измененном состоянии сознания, как например депрессия и разного рода душевные расстройства, либо не знают подобных вещей, или не воспринимают их всерьез. Поэтому силы безопасности Ирака не перестают создавать страницы в социальных сетях от имени «самых настоящих террористов», производя впечатление на данную аудиторию и вызывая у нее доверие.
Приведем немного примеров того как это выглядит на практике:
В начале 2023 г в Facebook была замечена страница под названием «Абу Айша аль-Хашими аль-Курейши», автор которой открыто утверждал что он является боевиком ИГ, публиковал фото будто бы с боевых позиций и заявлял что лично знаком с многими лидерами ИГ.
Можно было бы даже поверить, если бы не указанные выше общеизвестные особенности сетевого поведения террористов. И если бы дело было в не нафаршированном от и до слежкой за пользователями Facebook, где подобные вещи писать для реального террориста было бы равносильно самоубийству. Конечно же действительно опытные и представляющие опасность сторонники ИГ мгновенно поняли что перед ними фальшивка, сделанная явно с враждебными намерениями. Но увы, немало неопытных и жаждущих приключений могли и клюнуть на такую красивую наживку.
В августе 2023 г в социальных сетях разоблачили очередного провокатора, который ведя аккаунт в Instagram (такое же крайне неподходящее для подобной деятельности место что и Facebook )с соответствующим легенде контентом, писал в личные сообщения пользователям, в том числе и заграничным, убеждая их присоединиться к террористам ИГ, и предпринимал попытки деанонимизации даже тех, кто отвечал на его сообщения любопытства ради или для развлечения.
Притом, что из информированных и заслуживающих доверия источников хорошо известно, что в настоящий момент ИГ не принимает в свои ряды никого, за исключением тех у кого есть рекомендации и поручительства от действующих боевиков группировки, находящихся непосредственно в рядах. Соответственно, никакого набора в свои ряды людей со стороны в социальных сетях или где-то ещё ИГ не проводит, и все призывы вступать в ряды террористов или обещание помощи в присоединении к ним в местах непосредственного обитания, исходят или от провокаторов, или от сотрудников сил безопасности, стремящихся сильно не напрягаясь, раскрыть пару-другую уголовных дел.
Можно конечно предполагать что ряд подобных страниц имеет совершенно безобидный характер, и принадлежит таким же проблемным подросткам, которые хотят выделится в социальных сетях, создав себе виртуальный образ террориста. Тем не менее, имеется ряд прецедентов когда удавалось установить реальные личности владельцев этих страниц, и это были совсем не подростки с невинными легендами. Месяцем ранее, в июле 2023 г грянул скандал в мухафазе Нейнава — один из сотрудников т.н. «ячейки сокол» (разведки МВД Ирака) создал страницу в Instagram и канал в Telegram «Абу Фатима аль-Мосули», где размещал контент террористического и джихидистского характера, после чего начал писать местным подросткам и молодёжи, призывая их вступить в ряды боевиков ИГ. Ситуацией заинтересовались активисты, хорошо осведомленные что это совершенно нетипичный стиль деятельности для террористов ИГ, которые в настоящий момент в этих ваших интернетах не сидят и никого там в свои ряды не зазывают, начали разбираться что и как, использовали известные и доступные им методы деанонимизации интернет-пользователей — им удалось получить номера телефонов, геолокацию, цифровые отпечатки устройства, и в конце концов, нить расследования привела их к упомянутому сотруднику ячейки «сокол», решившему таким образом поднять раскрываемость.
В октябре 2023 г подошла к финалу ещё более захватывающая история.
Некий аккаунт, который по легенде вела жительница округа Тармийя в Шамаль Багдад, религиозная и даже хафиза (выучившая Коран наизусть) проявлял большую активность и собирал интересующихся религией мужчин и женщин в группу для общения на эту тему. С последующим уклоном в радикализм. Некий энтузиаст, которому активность данной гражданки показалась странной, вступил с ней в тесное знакомство, и слово за слово узнал… что никакой девушки-хафизы из Тармийя не существует, а ведёт аккаунт мужчина по имени Хасан из Багдада, осведомитель правительственных сил безопасности, какой таким образом выявлял потенциальных экстремистов.
Стоит отметить, что все подобные аккаунты ведутся с использованием характерного для сторонников террористов стиля общения и контента, обильно цитируются религиозные тексты, делаются многочисленные напоминания о важности соблюдения установлений Ислама, прославляются действия террористов, оскорбляются и высмеиваются их противники — с целью создать образ «искреннего человека» и «хорошего брата» для введения в заблуждение и создания мнения что «агент спецслужб» ну совсем точно не будет так писать и такое думать.
Конечно это далеко не исчерпывающий перечень подобных инцидентов, их гораздо больше, и подобное встречается не только в Ираке, и не только в арабоязычной среде. Таких случаев масса, в наиболее запущенных вариантах, люди открыто и публично позиционирующие себя как члены террористических организаций, находящиеся непосредственно в районах боевых действиях ещё умудрялись и материальную помощь «на нужды» собирать, обеспечивая жертвующим доброхотам готовую статью о финансировании терроризма. Конечно мы не будем их оптом записывать в агенты спецслужб, ввиду отсутствия по отношению к многим из них ясных и исчерпывающих доказательств. К сожалению помимо агентов и сотрудников, полно их добровольных помощников в лице банальных дурачков, причем крайне опасных для общества.
Следует отдельно обратить внимание, что даже разговоры «чисто по приколу» с подобными персонажами ничем хорошим не заканчиваются. Как правило, владельцы таких страниц или их непосредственные кураторы люди с хорошими навыками социальной инженерии, знающие как слово за слово вытянуть из собеседника совершенно на его взгляд безобидные высказывания, которые с юридической точки зрения могут быть вещественным доказательством. Без соответственных знаний и опыта лучше в подобные беседы не пускаться даже с целью выведения владельцев аккаунта «на чистую воду». В таких случаях одного подозрительного поведения должно быть достаточно чтоб держаться подальше от подобных персонажей и не связываться с ними.