Вроде не по теме канала, а вроде и по теме…
Одним из самых главных вопросов последних дней — вмешается ли Иран в события в Газе или все как обычно, ограничится гневными сентенциями в адрес «большого и малого шайтана»? Вопрос на самом деле не из простых, и наверное сложно было бы что-то определённо на сей счёт до развязки событий.
Например коллеги выдвинули предложение, почему такое вмешательство может быть для Ирана затруднено или даже полностью невозможно.
Добавим к этому пару уточняющих моментов, из которых следует что подобные выводы могут быть не так уж и однозначны.
Во-первых, на данный момент степень зависимости сирийского режима от Тегерана может оказаться совсем иной, чем 20-30 лет назад после событий гражданской войны. А если принять во внимание концепцию что в обострении ситуации могут быть заинтересованы Россия и Китай, чтоб отвлечь США от Украины и Тайваня, то согласия Башара Асада тем более никто спрашивать не будет. Народная поддержка так-то Ирану тоже может быть побоку, так как опору он делает даже не на собственные силы, а на разные Фатимийюны-Зейнабийюны, которые пойдут в атаку первыми, так как их не жалко. Кстати говоря, несколько дней назад появилась информация, что офисы данных ополчений развернули агитацию среди граждан Афганистана и Пакистана записываться в данное ополчение чтоб поехать «на джихад в аль-Кудс».
Лёгкость, с которой США и курды якобы могут блокировать сообщение через Ирак и границу с Сирией тоже вещь сомнительная — потому что лояльные США силы на востоке Сирии находятся в крайне плачевном состоянии, в Ираке попытка создать проамериканские ополчения из связанных с ас-Сахвой суннитских племен никакими впечатляющими успехами не обернулась, а возможный союз с ас-Садром, о котором говорят многие наблюдатели, неизвестно насколько имеет отношение к реальности. Подробнее этот момент мы разбирали в недавней статье — вопрос настолько проблемный, что о нем пишут даже американские ресурсы, связанные с армейской тематикой.
Так что по сути кроме как на военные базы и ограниченный континент США в Ираке особо опереться не на кого (кстати чем объясняются усилия проиранских политиков сократить этот контингент до инструкторов и советников, а то и вовсе вывести из страны). В то время как в Ираке существуют довольно-таки сильные вооружённые фракции связанные с Ираном, входящие в состав Хашд Шааби, в задачи которых как раз и может входить охрана этого сухопутного коридора. Да и антиамериканской и антиизраильской риторикой может получиться мобилизовать ещё какую-то часть населения.
Так что и для США и для Ирана это вопрос крайне непростой, так как может привести к гражданской войне в Ираке и на восточных территориях Сирии, существуют так же разные факторы, способные сделать последствия такого столкновения поистине катастрофическими. Так что для обоих сторон это будет непростым решением, хотя в крайних обстоятельствах могут решиться и на это.
В 1982 году Хомейни сделал совершенно верное замечание. И резонно предположить, что все прошедшие с того момента годы КСИР и другие ответственные за это лица могли потратить на решение этой проблемы, используя окно возможностей, создавшееся после вторжения США в Ирак и начала гражданской войны в Сирии (вряд ли иранцы столь рьяно помогали Башару Асаду исключительно по душевной доброте). Как мы знаем, до Кербелы, как завещал Хомейни, дошли. И окопались в Дамаске. Конечно сложно сказать, насколько этот вопрос в данный момент решен ввиду отсутствия каких-либо публичных фактов, однако регулярные израильские удары по иранским базам в Дамаске, Алеппо и на востоке Сирии указывают, что определенные успехи в этой сфере присутствуют, и вызывают у Тель Авива вполне себе обоснованные опасения.
Как нам кажется, сказать намерен ли Иран вмешаться или нет, и имеет ли он вообще возможность вмешаться, однозначно сказать трудно. Но это вмешательство может стать ему необходимым, чтоб (если брать лежащие на поверхности политические причины) легимитизировать себя как единственную силу на Ближнем Востоке, противостоящую Израилю и США и способную сплотить вокруг себя исламский мир для освобождения аль-Аксы. Такое, если оно будет успешным, сделает Иран самой влиятельной страной не только в самом регионе, но и за его пределами. И все это, что немаловажно для религиозной составляющей, должно произойти под шиитской ветвью Ислама. Потому для этого будут изыскиваться всевозможные способы.
Кстати говоря, это и объясняет смертельную и полную ненависти грызню Ирана и шиитского проекта с ИГ в Ираке и Сирии — потому что те так же хотят реализации глобального исламского проекта, только под суннитским знаменем. Весовые категории у соперников конечно разные, но это никого из них не смущает.
Есть основания предполагать, что Иран все же настроен решить проблему Израиля и аль-Аксы, однако понимая серьезность ситуации, превосходящие силы противника и свое не очень выгодное положение, рассчитывает на поэтапный и довольно-таки растянутый во времени план действий, подбадривая себя, лоялистов и подвластное население грозной риторикой про тех самых больших и малых шайтанов. Тем более, что в этих своих устремлениях иранцы могли найти себе и внешних союзиков.
Другой вопрос — если Иран все же настроен вмешаться, когда это может произойти, на каком этапе конфликта?
Как считают многие аналитики, наиболее вероятным это будет когда Израиль пойдет в наземную операцию против Газы, и увязнет в боях в тесной городской застройке, пытаясь пробить оборону, организованную Хамас и другими группами Газы — а то и местными жителями, что возьмут в руки оружие надеясь свести с счеты с оккупантами. При таком раскладе боевые действия могут затянуться на несколько месяцев проблемной партизанской войны, так же может полыхнуть и на западном берегу. И это будет самый благоприятный момент.
При этом первый и основной удар принимают на себя Хамас и Палестинский исламский джихад, а так же ополчения Фатимийюн и Зейнабийюн, но более ценный союзник в лице Хезболлы, в то и самолично КСИР уже вмешаются под конец, чтоб снять все сливки. Или не вмешается, если (что наиболее вероятно) ситуация пойдет неблагоприятным для Ирана образом.
Так же на классическое вооружение Иран в таком случае вряд ли полагаться будет, и вместо танков-самолетов скорее всего будет более ориентироваться на ракеты и беспилотники-самоубийцы. Кстати массовый запуск этих шайтан-мопедов, учитвая трудности с их обнаружением и сбиванием не такая уж и безобидная вещь, как может оказаться поначалу.
По всей видимости, в Израиле такой вариант тоже предусматривают, поэтому не спешат идти в наземную операцию, не продумав план действий на случай если угроза иранского вмешательства все не не окажется обычным и привычным маханием кулаками в воздухе.
Оно и могло бы быть таким и на сей раз, но как уже было сказано выше, существуют основания полагать, что Иран в этом предприятии будут поддерживать Россия, и что более существенно, Китай, для которых будет очень выгодно если США увязнут в конфликте на Ближнем Востоке, поскольку им невозможно отказаться от помощи Израилю. В то же время США перед лицом такой перспективы могут могут столкнуться с необходимостью ликвидации не только коридора Ливан-Сирия-Ирак, но и нанесения серьезного удара по самому Тегерану.
И вот тогда Третьей мировой точно не избежать.