39 лет прошло с начала Ирано-иракской войны — почти что целая человеческая жизнь, тем более в этом беспокойном краю. Но до сих пор в этих событиях не получается поставить точку, если следовать мнению что война продолжается до тех пор, пока не похоронен ее последний солдат.
22 сентября и Ирак и Иран отмечают грустную для себя дату — начало войны, которая продлилась долгие восемь лет, с 1980 по 1988 год. Победителя в этом конфликте нет (что не мешает считать себя таковым каждой из сторон), а потери убитыми с обоих сторон составили свыше 1500000 человек. И несмотря на прошедшие годы, война продолжает жить в людских умах, особенно тех, кто не долждался с войны родных и близких, и до сих пор ничего не знает о их судьбе.
Годовщина начала войны подняла вопрос о судьбе пропавших без вести солдат, работы по поиску и опознанию которых продолжаются и по сей день. Согласно официальным иранским данным, за последние годы на территории Ирака было обнаружено порядка 40000 тел солдат Ирана, из которых 13000 были неопознанными. Из них 9000 были похоронены, в отношении остальных все ещё продолжаются работы по установлению личности. Так же по данным источника, до недавних пор поиск погибших проводился в окрестностях полуострова Фао на юге Ирака, где в 1986 и 1988 годах кипели ожесточенные сражения, а в настоящий момент работы проводятся в округах Миндали и Ханакин в мухафазе Дияла, где столкновения шли в 1982 году.
Если в Иране стараются как можно активнее вести поиски пропавших, то в Ираке, где в 2018 году нашли 127 солдат, погибших в ту далекую войну, поиски ведутся не очень активно, и не передаются значительной огласке. Как многие предполагают — из политических соображений, чтоб не касаться лишний раз эпохи Саддама Хуссейна и его военных авантюр. Тем не менее, между Ираном и Ираком существует сотрудничество по обмену останками и информацией, так как тела продолжают находить по обе стороны границы.
Несмотря на то, что покойного президента Ирака Саддама Хуссейна постоянно упрекали в безраличии к рядовому солдату, нынешнее правительство Ирака ничем не отличилось в этой области в лучшую сторону — что применительно к участникам военных конфликтов нынешних дней, что ирано-иракской войны. Все это вызывает многочисленные осуждения и требования более внимательно относиться к памяти погибших соотечественников, какие не несут совершенно никакой ответственности за политику Саддама Хуссейна. В одном только иранском плену считаются пропавшими без вести порядка 50000 солдат старой армии Ирака, и до сих пор нет никаких сведений об их судьбе, как и не предпринимается попыток разыскать хоть какую-то информацию.