Издание Foreign Policy опубликовало статью о том, как ухудшение отношений между США и Ираном повлияло на положение дел с терроризмом на примере мухафазы Киркук.
Так например жители села Хатунийя сообщили репортёру издания что после убийства Абу Махди аль-Мухандиса и Кассема Сулеймани совместные операции правительственных сил Ирака и США прекратились, а активность террористов возросла. В частности, уже в феврале бойцы ИГ убили двоих селян, обвинив их в сотрудничестве с правительственными силами безопасности. Их трупы нашли за околицей, со связанными руками и огнестрельными ранами в области головы.
Староста села Хамид Мухасан пожаловался на жизнь в постоянном страхе, особенно по ночам, потому что бойцы ИГ присутствуют в селе и ситуация очень плохая.
Так же издание ссылается на свидетельства местных жителей и некоторыми сотрудниками правительственных сил безопасности о том что военнослужащие США принимали в антитеррористических мероприятиях куда большее участие, чем об это объявлялось официально. Это не вызывает удивления, так как ложь властей Ирака о том что та или иная операция «проводилась сугубо иракскими силами без участия и помощи иностранцев» имеет систематический характер, тянется ещё с нулевых годов и разоблачалась не один десяток раз.
И хотя в настоящее время командование США так же не спешит афишировать своё участие в боях, уже по своим соображениям, сообщения с мест свидетельствуют об обратном — на протяжении всего 2019 года участие американцев в поисковых инспекциях было делом обыденным. Военнослужащие США работали с развединформацией, координировали авиаудары и даже несмотря на утверждения коалиции, вступали в бой. По имеющимся свидетельствам, таких операций было несколько в мухафазах Киркук и Нейнава, они проводились в тёмное время суток и без присутствия СМИ, и по меньшей мере две из них привели к потерям среди американцев. Однако их присутствие было очевидным когда миссия заканчивалась неудачной и при свете дня их замечали местные жители.
Об одной из таких миссий рассказал племенной ополченец Мухаммад Салех — конвой сил США и антитеррористического подразделения вышел с базы К1 проверить одну из пустынных деревень на стыке территорий контроля с курдским ополчением Пешмерга в округе Ширкат, и попал в засаду бойцов ИГ в местности Кубаийса во время пешего обыска окрестностей. Самолёты коалиции ничем не смогли помочь, так как из-за малого расстояния между сторонами сражения могли нанести удар по своим же. Утверждается, что в данном бою по меньшей мере двое военнослужащих США и один переводчик получили ранения. Случившееся на получило освещения в СМИ.
Гораздо большую огласку получило столкновение 10 августа 2019 года у села Канвас, в котором погиб по меньшей мере один военнослужащий США.
Совместные рейды США и правительственных сил Ирака стали испытывать проблемы во второй половине 2019 года, после серии ударов с воздуха по базам ополченцев, в которых обвинили США и Израиль. Иракцы стали более прохладно относиться к американцам и менее спешить участвовать в совместной деятельности. Так же военнослужащие США не всегда получали разрешение на проведение полетов в тех или иных районах. Так же ополченцы стали препятствовать следованию конвоев США, и офицерам армии Ирака пришлось вести с ними переговоры, дабы добиться разрешения на проезд. Но после убийства Мухандиса и Сулеймани все стало намного хуже.
Несмотря на то, что командование США предполагает что правительственные силы Ирака рано или поздно окажутся перед фактом самостоятельного сражения с терроризмом, предельно ясно что они не могут справиться с этой задачей без американской помощи. По свидетельству местных жителей, в результате поисковых инспекций, объявленных «успешными», бойцы ИГ всего лишь покидают район, делая перерыв на несколько дней в своей деятельности, и именно в этом заключается весь «успех».
Сказать тут можно лишь одно — давно уже было понятно, что какая-либо успешная борьба с терроризмом в Ираке могла бы быть эффективной исключительно при взаимодействии США и Ирана, когда это взаимодействие было — тогда и были успехи. Что в нулевых годах, что в нынешнее время. А когда его нет, то все происходящее оборачивается лишь напрасными усилиями.
Однако ни американское, ни иранское руководство не в состоянии прекратить данный конфликт, потому что годами навязанный образ врага и столкновение политических интересов обоих стран, в которых и те и другие не намерены идти на попятную разрушает в итоге любые попытки наладить хоть какое-то сотрудничество. Однако и это не было бы столь серьезной проблемой, если бы не убийство Абу Махди аль-Мухандиса и Кассема Сулеймани по приказу президента США Дональда Трампа. Для США это огромная стратегическая ошибка, последствия которой будут ощущаться годами. А если иранское руководство будет после такого искать пути сближения, то столкнётся с непониманием собственного народа, накрученного пропагандой о «большом сатане».
ИГ же со своей стороны прекрасно знают о конфликте в стане противников, и пользуются этим без всякого зазрения совмести, позиционируя себя радикальной оппозицией и тем, и другим. В чем находит понимание у жителей суннитских мухафаз Ирака, которых что американцы, что шиитские ополченцы, что правительство Ирака достали хуже некуда.