Издание Foreign Policy: Ирак близится к финансовому краху, что станет причиной политической нестабильности и гражданской войны. По мнению издания, новый президент США Джо Байден должен рассмотреть варианты оказания помощи иракской экономике.
По сообщению издания, каждый месяц правительство Ирака тратит порядка 5 миллиардов $ на выплату заработной платы для работников бюджетных сфер, и имеющихся финансовых резервов хватает только до января. Последствия этого могут стать катастрофическими, учитывая что средний и крупный бизнес в Ираке находится в полумертвом состоянии, и правительство является самым крупным работодателем в стране. Последствия этого не заставили себя ждать — с 2004 года штат чиновников увеличился втрое, и соответственно и затраты на его содержание. Ещё 2 миллиарда долларов ежемесячно тратятся на социальные услуги и пособия. При этом в условиях пандемии и кризиса ежемесячные доходы правительства Ирака составляют от 2,5 до 3,5 миллиардов $.
При этом закон о дефиците финансирования, который позволил правительству Ирака занять 10 миллиардов $ и справится с выплатами за октябрь, ноябрь и декабрь увеличил долг Ирака до ошеломляющей суммы в 80 миллиардов $, при этом сумма выплат по долгу с учётом процентов составляет 12 миллиардов $, что ещё больше истощает финансовые ресурсы правительства Ирака. Существуют опасения, что к лету 2021 года у правительства Ирака кончатся средства даже для выплаты минимальных текущих обязательств.
Некоторые последствия этого могут быть спрогнозированы уже сейчас — разочарование в правительстве Мустафы аль-Казими, которое полностью себя доскредитирует, рост протестов и митингов, развал силовых структур, сотрудники которых оставшись без зарплаты будут пополнять ряды криминальных банд и вооружённых групп (как это уже не раз было и в других странах в аналогичных обстоятельствах), усиление террористов, ополченцев, племенных и клановых групп.
Издание полагает, что помочь положению в Ираке может только помощь со стороны международного сообщества. Вот только пандемия и кризис бушуют не только в Ираке, и будут ли у этого сообщества финансовые возможности бросать все новые миллиарды в чёрную дыру иракского политического процесса, истощая уже собственные ресурсы? Хороший вопрос.