Видеоархив: самое хорошее СВУ или оружие возмездия иракского терроризма.  

Без преувеличения — самый ценный образец террористической документалистики из всех существующих. Без него картина иракской партизанщины никогда бы не стала полной.

Все трюки выполнены профессионалами. Не пытайтесь повторить это дома!

Любая партизанская война в первую очередь ассоциируется с диверсиями на коммуникациях противника, и в общем-то ассоциируется верно. Так повелось с давних пор. В древности роль этих диверсий играли засады на дорогах, а то и более хитрые изобретения, как то например вырытая посреди дороги яма, с острым колом на дне и прикрытая веточками. В такой яме мог запросто погибнуть конь, причём вместе со всадником, или пехотинец, или очень надолго застрять стратегически важная телега.

Потом, когда в жизнь человечества вошла такая вещь как порох, стало разумнее не рыть глубокую яму, тратя на то время и усилия, а установить на пути следования противника что-то такое, что в нужный момент как следует взорвётся, нанеся ущерб в живой силе и технике.
Именно так в умах древних диверсантов и террористов и родилась идея придорожного фугаса — сначала как та самая яма с колом, потом как бочка с порохом.

А затем некто Нобель изобрёл динамит, который сильно облегчил жизнь диверсантам с террористами, и существенно затруднил их противникам, поскольку взрывные устройства стали более компактными и более доступными для широкого применения, да и последствиях от них были куда тяжелее, чем от архаичных ям и бочек. Наверное все в детстве слышали, как в войну 1941-1945 годов партизаны подрывали пути и пускали под откос целые железнодорожные составы немецко-фашистских захватчиков. В околовоенной литературе эти самые поезда под откос стали своеобразным штампом, порой даже и смешным, однако за завесой этих шуточек-прибауточек осталось то, какие большие проблемы и убытки немецким захватчикам доставляли эти самые полёты под откос и введённые из строя железнодорожные пути — вплоть до того что захлебывались целые наступления из-за нарушения снабжения, и огромные деньги вылетали буквально в никуда. А зря, очень зря об этом мало задумывались, отвлекаясь на менее важные вопросы. Особенно это касалось США, где голова болела о Перл Харборе и решающем вкладе лендлиза в победу над Германией. Какие-то там партизаны с их динамитом их мало интересовали. Кто ж знал, что спустя несколько десятилетий им придется столкнуться наверное с самыми худшими проявлениями взрывотехничной партизанщины.

И вот, с той войны сменились поколения, многое забылось, а многое и вовсе не вспоминалось. А там наступил и 2003 год, американцы вторглись в Ирак — и очень скоро они там поняли, что это такое, маленькое, но страшное оружие под названием СВУ, самодельное взрывное устройство. Десятки уничтоженных военных машин и транспортных средств, сотни инвалидов и сгоревших заживо, колоссальные убытки для экономики — и все это от самого что ни на есть примитивного оружия, собранного чуть ли не из металлолома, бытового мусора и содержимого магазина промтоваров.

Вспомним, как взрывные устройства появились на иракском ландшафте и какова была история их развития от примитивного к сложному:

В начале войны применение СВУ началось с масштабного расхищения боеприпасов со складов саддамовской армии, по некоторым данным, неизвестно куда испарились 250 тысяч тонн боеприпасов. Предполагается, что как минимум часть из них попала в руки инсургентам и стала самыми первыми СВУ в Ираке. Состояли эти конструкции из снарядов или ракет, соединённых между собой кабелем, которые проводил в действие притаившийся неподалеку подрывник, замыкающий электроцепь Подобные устройства мало того что несли в себе риск тем что требовали близкого присутствия подрывника, так как детонация производилась через шнур, они еще отличались малой точностью и большим количеством осечек. Уже в 2004-2005 годах бывшие снаряды начали вытеснять самодельные устройства, состоящие из контейнера, наполняющего его взрывчатого вещества и детонатора. Проводились они в действие более безопасным способом — радиоуправлением, чаще всего по сигналу мобильного телефона, которые тогда уже имели в Ираке широкое распространение и были доступны для подобного творчества. Оператору взрывного устройства всего лишь надо было удерживать происходящее в поле зрения, что повышало его безопасность. Мобильные телефоны в итоге и стали наиболее доступным и простым для монтажа дистанционным взрывателем. Несколько позже стали появляться более сложные модели СВУ, где за счёт материала корпуса, конфигурации контейнера и состава взрывчатого вещества достигалась усиленная мощность поражения. Подобные взрывные устройства были более маленькие и лёгкие, чем изготовлявшиеся из снарядов их предшественники, так же многие из них не подлежали обнаружению минными тральщиками и другими средствами поиска. Большую часть своих потерь а Ираке, что в живой силе, что в технике, военные силы США понесли именно от взрывных устройств.

При этом разнообразные методы борьбы с взрывными устройствами, даже самые высокотехнологичные, особых успехов не приносили — индустрия изготовления СВУ развивалась гораздо быстрее чем методы борьбы с ними. Так, например большим скандалом с репутационными потерями кончилась широко разрекламированная кампания США по борьбе с взрывным устройствами в 2007 году, путем внедрения минных тральщиков. Как выяснилось, тральщики не только не находят взрывных устройств, но ещё и регулярно становятся их жертвами.

По итогу наибольшую опасность начали представлять собой полностью самодельные взрывные устройства, а не изготовленые из снарядов и боеприпасов. Общепринято считается, что многие методы конструирования СВУ иракские повстанцы взяли из опыта участников боевых действий в Афганистане и Чечне, каких в их рядах было немало, а с течением времени изделия с течением дорабатывались и адаптировались под местные условия, результатом чего стали мощные и высокотехнологичные устройства, представлявшие из себя грозное оружие. По словам исследователей, если ИРА потребовалось 30 лет для того чтоб добиться высокого уровня применения радиоуправляемых СВУ со сложной конструкцией, то в Ираке этот путь был пройден всего лишь за год. Резонно предположить, что одной из причин этому стало участие в иракской войне добровольцев из арабских стран, имевших опыт боевых действий в Афганистане и Чечне, а также людей, обладающих широкими познаниями в области химии по причине довоенного образования. Так известно что один из самых известных иракских конструкторов взрывных устройств и человек, который довел минную войну иракских инсургентов до совершенства обладал образованием имеющим отношение к экспертной медицине.

Этим самым страшным человеком уже был знакомый нам министр обороны ИГИ Абу Хамза аль-Мухаджир. Мы уже ранее рассказывали о его неординарном решении о войне на истощение, в которой позиционировалось СВУ как самое главное оружие, и самое эффективное из всех возможных.

Конечно, это вызывало вопросы, что из себя представляли взрывные устройства и почему в них предполагался настолько большой потенциал?

Ясный и понятный ответ на этот вопрос, Абу Хамза планировал дать ещё при своей жизни, но получилось так, что осуществлена его идея была уже тогда, когда его не было в этом мире. И, как мы увидим далее, на тот момент конструкторские идеи ИГИ достигли своего расцвета — раз у американцев самая мощная в мире военная техника, то и противостоять ей должны самые хорошие СВУ.

Фильм العبوات أنجع или же «Самое хорошее СВУ» был выпущен аль-Фуркан в апреле 2011 года. Идея этого фильма принадлежала Абу Хамзе аль-Мухаджиру, как авторство одного из показанных в фильме устройств.

Данный фильм является одним из самых информативных и уникальных документальных источников войны в Ираке 2003-2011 годов, поскольку именно в нем ИГИ выложили на стол все карты касательно своего взрывного арсенала, его классификации и особенностей применения, а также тонкости борьбы с американской техникой, и он позволяет достаточно ясно понять, почему на тот уже момент покойный министр обороны решил сделать основную ставку на СВУ. На тот момент США открыто начали говорить о том, какой колоссальный ущерб им принесли СВУ в последние годы войны, как разрушалась лучшая в мире «неуязвимая техника», как огромные суммы выбрасывались на борьбу с взрывными устройствами, на модернизацию техники, на завоз и внедрение минных тральщиков — и несмотря на это, СВУ продолжали собирать свой кровавый урожай. Наверное, самой большой неожиданностью стало то, что огромный ущерб армии США наносили очень простые иракские народные самоделки.

В фильме «Самое хорошее СВУ» можно увидеть:

  • Пожалуй первый и единственный раз, когда были открыто продемонстрированы основные взрывные устройства ИГИ и рассказано об особенностях их применения.
  • Много образцов применения этих самых СВУ.
  • Эффективность работы минных тральщиков — никто и не подозревал, что дело обстоит настолько печально.
  • О том как и из-за чего летают хаммеры.
  • Человека, который почти что с голыми руками ходил на американскую бронетехнику, но сам вообще-то снайпер.
  • О том, какую нешуточную панику с разрушительными последствиями могут вызвать четыре трупа на дороге.
  • Персонажа по имени Корреспондент, который очень возможно что потом стал известен как Абу Хасан аль-Мухаджир, пресс-секретарь ИГ.
  • Откровения жертв применения СВУ.
  • И многое другое.

Смотреть видео (русские субтитры)

+ еще одно приложение к статье

Любовь Абу Хамзы аль-Мухаджира к взрывным устройствам возникла не просто так, а на основании длительного личного опыта. Его террористической специальностью было как раз изготовление и монтирование СВУ, и он был известен как профессионал своего дела.

На этой видеозаписи можно увидеть, как Абу Хамза аль-Мухаджир занимается изготовлением заминированного автомобиля для смертника в городе Эль-Фаллуджа в 2004.